Возможно, статья будет выглядеть несколько неожиданно и «несвоєчасно». Но «никогда не говори никогда»...

Цикл разработки нового самолёта длиться годами. А вот рынок становится всё более «тесным». Особенно, учитывая «монополизацию» его международными корпорациями, которые захватили самые «лакомые» куски. Не дремлят и «новые игроки», которые не слишком «обременены» «балластом» устаревающего производства и «вздохами» о прошлом. Так где же видится «перспектива» для украинских самолётов?

Давайте разбираться. 

На рынке дальнемагистральных самолётов нам не светит НИЧЕГО. Это понятно. Казалось бы, в сегменте среднемагистальных у нас есть «предложение». Но и там присутствуют «монстры». Более того, пандемия вообще подкосила авиацию, перевозки уменьшились (а то и вообще падали до нуля). Накопилось достаточно много даже новых «невостребованных» машин. Тоже как-то «не фонтан»...

Что до транспортной авиации, где всегда славилась Украина, то, похоже, с уничтожением «Мрии», канули в Лету и последнии мечты о возрождении производства тяжёлых транспортных самолётов. Да, рынок таких перевозок только растёт. Но Украина просто НЕ СПОСОБНА выпускать что-то, типа того же «Руслана» (да и сам «Руслан» не способна), так как это был самолёт «времён империи», который делался в тесной кооперации с заводами по всему СССР. «Импортозаменить» (даже то, что уже даже снято с производства) его нереально. Точно так же, как вообще никак нерентабельно выпускать их «штучно». А запустить самостоятельно серию — аж никак не получится. Да и наша «национальная гордость» приводит к тому, что мы лучше удавимся, чем попытаемся поискать (со своими чертежами) партнёра для выпуска «Русланов», чтобы хоть какой-то «кусок пирога» от этого проекта «откусить».

Та же ерунда получилась с Ан-70, который «затачивался» под Россию. И с Ан-178, который проигрывает бразильскому «аналогу», да и не может производиться хоть сколько-нибудь существенной серией, что делает его «ненужной игрушкой».

Есть ещё какие-то варианты — «заказать себе» (назло самим себе), или доделать «заготовки» (но кому их продать?). Попытка с Ан-132 выглядела привлекательно (если бы не занимались «понтами», а решили даже у себя, для начала, заменить парк Ан-26 на Ан-132, глядишь, другие бы «подтянулись»). Но мы соишком крутые! Нам Ан-178 нужен! И неважно, нет ни учебной, ни ремонтной базы, подготовленных специалистов и пилотов. Даже «в серию» запустить — тупо нет денег. А сегодня, если по ленд-лизу нам поставят хотя бы полдюжины американских транспортников, то про Ан-178 можно забыть. Кстати, а где они в цехах Антонова? Ничего не слышно... Хорошо, если просто «нет денег», а если туда «прилетело»?..

Ну, почитав это всё, невольно думаешь, что «усё», «приплыли»... Но вовсе нет!

У украинского авиастроения есть будущее! Только «отталкиваться» надо от другого (сразу прошу извинить, это моё СУБЪЕКТИВНОЕ мнение). Во-первых, как ни странно, но Украина сейчас среди лидеров производства легкомоторных самолётов.  И это частные фирмы! Во-вторых, Украина достаточно успешно делает лёгкие вертолёты. И очень неплохие. Они вполне подошли бы МВД Украины для патрульных целей... Впрочем, и для ВСУ. И как «истребитель танков», и для других целей.  Можно было бы «побаловаться» и выпуском боевых экранопланов... Вы скажете, что это «глупости» для таких больших заводов? А я скажу, что сейчас эти заводы испытываю «кадровый голод», ибо НЕВОЗМОЖНО содержать высококлассного оператора станка с ЧПУ, выпуская два самолёта в год (и то, даже это «самообман»). Занятия «мелочёвкой» помогло бы предприятиям начать решать кадровые вопросы, приобрести ХОТЬ КАКИЕ-ТО оборотные средства. Начать крутиться в кругу новых заказчиков. Да и украинским силовикам это было-бы больше по душе. Я уже не говорю о том, что можно было бы попробовать «скооперироваться» с поляками и чехами, для разработки своего «штурмовика», а то и на истребитель замахнуться. Вариантов много.

А теперь сидите? Ну, чтобы не упасть... Высказываю АБСОЛЮТНО КРАМОЛЬНУЮ «мысль». Я бы начал готовиться к выходу на российский рынок... Война, да и Путин не вечны. Впрочем, как и «Российская Федерация». Есть шанс, что Россия «вдруг» «изменится». Ведь как-то «вдруг» рухнул СССР. Как-то «вдруг» ливийцы подняись против Каддафи, как-то «вдруг» Украина вышда на Майданы. В любом случае, ни у Путина, ни у нынешней конфигурации РФ шансов нет. По всей видимости, Владимир Владимирович может повторить судьбу или «горячо любимого народом» Муссолини, или Чаушеску, или то же Каддафи (правда с первыми двумя жёны пошли до конца). А может он уже запас ковёр и канистру бензина... В любом случае, даже если Владимир Владимирович, как Сталин, «временно переместиться» к другому Владимиру в мавзолей, в России НАВЕРНЯКА начнутся трансформации. Возможно, дойдёт дело даже до конфедерации. Но неважно, что произойдёт. Важно, что война закончится. Всё вернётся на свои места (это я про Донбасс и Крым), и мы снова будем соседями. Да, ещё долго не сядем за один стол, но экономические интересы всё равно будут.

И тут откроется ОГРОМНЫЙ рынок ближнемагистральных самолётов. В России ОГРОМНОЕ количество мест, куда, как в песне: «Только самолётом можно долететь!» И эта ситуация измениться НЕ МОЖЕТ. А с самолётами — «задница»... Одними из самых популярных здесь были Ан-2, Ан-28, Ан-24, даже Ан-14. Да, часть рынка прихватили чехи, со своими L-410. Но всё потому, что украинские авиастроители, «забили» на ближнемагистральную авиацию, увлёкшись «гигантоманией» и надуванием щёк показывали свою «напыщенность», напоминая бестолковых павлинов!

Кстати, если кто не знает, поляки свой лицензионный Ан-28 «втюхали» американским ССО, и они его довольно успешно эксплуатировали в Ираке и Афганистане. Сейчас готовится новая версия... А для нас это МЕЛКО! Мы себе для МВД «хотим» не меньше, чем Ан-178! И готовы на нём возить двух генералов или двух раненых. Мы ведь богатая страна! Но что-то «умненткие, богатенькие Буратины» нифига не хотят «закапывать» у нас в стране свои «золотые», даже зная тайные слова «Крекс-фекс-пекс».

Пока «туда-сюда» (есть пару лет на «раскачку»), можно було бы модернизировать эти самолёты (даже в «арктическом» варианте) и ждать, когда Россия «выздоровеет». А она ДОЛЖНА выздороветь, иначе она «канет в Лету», но тогда на её территории возникнут ещё более интересные потенциальные клиенты!

Не надо забывать и про Ан-148, который тоже неплохо пошёл в России в своё время.

Естественно, что о военно-транспортной авиации пока говорить смысла нет.

Более того, возобновление программы Ан-28 могло бы быть полезным и внутри Украины. Возможно, можно наладить какую-то кооперацию с поляками. Да и для запорожских движков открывается перспектива...

Всё же, как по мне, лучше быть реалистами, чем фантазёрами, особенно, на уровне государства.

Вы скажете, что «хороший русский — мёртвый русский»? Но тогда чем, такое говорящий, отличается от «орков»? Я скажу так, что я сейчас с удовольствием пью пиво в Мюнхене, и не имею уже претензий к немцам. А с ГДР «дружба» у СССР началась ещё в пятидесятые-шестидесятые... Русские нуждаются в «лечении». Возможно, через «ампутацию» «гангрены». Но всё же «лечении». Не хочется постоянно на границе иметь «больных» соседей. 

Возможно, здесь много непрофессионализма (в самой статье), и даже пахнет «зрадою». Но я был когда-то в цехах завода Антонова. Там самолётов стояло столько, что это просто капец! И думаю, что расчитывать на мир и новые «старые» рынки — это перспективно (после наступления мира и нормализации отношений). Вечных врагов не бывает. Но и бороться надо не просто за военную «перемогу», но и за трансформацию России. И даже за перспективы работы на её рынке. Хотя хотелось бы, чтобы это уже была группа независимых государств, а не одна «империя» — «тюрьма народов».