5db18447d08ed.jpg

Не первый год Украина продолжает терять транзитный потенциал. Любой желающий может открыть веб-сервис flightradar24, чтобы убедиться, что количество рейсов через территорию Украины – примерно на уровне Сирии, Ирака, Ливии, Афганистана. Одна из ключевых причин – заблокированное восточное направление с конца 2015 года, когда правительство Яценюка разорвала прямое авиасообщение с РФ и запретила пролет самолетов российских авиакомпаний через территорию Украины. В конечном итоге украинские граждане стали посещать российские города транзитом через Беларусь, Латвию, Турцию, Молдову.

Побочным эффектом решения правительства Яценюка стало удорожание стоимости билетов из Украины в страны Центральной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, операционные затраты национального авиаперевозчика МАУ на один рейс из Киева до Пекина из-за облета территории России увеличиваются на 15 тыс долларов, на рейс до Астаны (ныне — Нур-Султан) – на 10 тыс долларов.

В таких условиях есть несколько вариантов решения проблемы. Во-первых, разблокировать восточное направление на политическом уровне, прагматизировав отношения с восточным соседом. Во-вторых, банальное закрытие рейсов, поскольку которые становятся просто-напросто нерентабельными. В-третьих, комплексная государственная поддержка авиаперевозчиков в виде компенсаций издержек, продуцируемых политическими факторами (например, такая практика существует на Кипре, где местное правительство компенсирует авиаперевозчикам затраты на облет частично признанного Северного Кипра), а также отмена правительством акциза на авиатопливо, коего, к слову, не существует ни в одной из стран Европы.

Учитывая географическое расположение Украины, крупнейшие аэропорты страны могут стать одним из ключевых авиационный хабов Европы, обсуживающие пассажиропотоки между Западом и Востоком. По такой модели развивается авиационная отрасль Турции, Катара, ОАЭ, Латвии, Беларуси. При устранении политических факторов либо, если это невозможно в нынешних геополитических реалиях, активной государственной поддержке авиационной отрасли украинские аэропорты и украинские перевозчики готовы принимать и осуществлять больше транзитных рейсов. Будут ли какие-либо подвижки в этом процессе, станет понятно в ходе подготовки проекта госбюджета ко второму чтению.