Знаете, перед тем как я стал готовится к докладу, я был настроен пессимистично. Запланированный рост государственных расходов на 2017 год, который я вижу в проекте государственного бюджета не несёт ничего хорошего Украинской экономике. И поэтому, первично, интуитивно, я склонялся к прогнозу, что в следующем году экономика Украины вырастет на 1.5% ВВП.

Но изучение материалов и оценка тенденций поменяли моё мнение, и я считаю, что мы на пороге экономического возрождения Украины, и если государство своими действиями не будет мешать — в ближайшее время мы увидим бурный рост экономики и на 2017 год он уже составит 3-5%, а далее — ещё больше.

506acd6bb9-gdp-2003-2017.png

Рис.1 Рост ВВП в 2003-2015 годах с прогнозом на 2016-2017 года.

Итак, попробую обосновать своё мнение:

Во-первых, после огромных убытков экономики, которые мы увидели в 2014 и 2015 году (а в 2014 году отрицательный финансовый результат предприятий составил -514 млрд гривен и -341 млрд гривен в 2015), в этом году в первом полугодии экономика уже показала прибыль в размере 60 млрд гривен, даже на фоне девальвации национальной валюты на 1 гривну. Более того, положительная динамика будет подкреплена во втором полугодии и по итогам 2016 года по проведённым расчётам, ожидается, что экономика получит прибыль в размере около 170 млрд гривен. Это отличный результат, который является главным залогом позитивного взгляда в будущее. При этом, эта прибыль в долларовом эквиваленте даже выше чем прибыль экономики в стабильном 2013 году.

0703883d1e-pl-2009-2017.png

Рис 2. Прибыли и убытки предприятий в 2009-2015 годах. Прогноз на 2016-2017.

Во-вторых, это кажется невероятным, но при самом низком за последние 12 лет уровне капитальных инвестиций, экономика Украины уже показывает рост. Во втором квартале рост ВВП составил 1.4%, в 3-м квартале — уже 1.8% и прогнозный рост экономики в 2016 году составит 1.5% ВВП. Таким образом, очевидно, что экономика достигла своего дна и дальше пойдёт только рост.

5be4c2786f-foreigninvestment2003-2017v2.png

Рис 3. Капитальные инвестиции к ВВП 2004-2015 года. Прогноз 2016-2017.

На графике показано соотношение капитальных инвестиций к ВВП. Уровень капитальных инвестиций с 2007 года неуклонно падал с 30% до 12%. В тоже время, есть уверенность, что следующий год покажет преломление динамики. Полученная по итогам прибыль будет активно реинвестироваться в новые проекты и прогнозный уровень капитальных инвестиций составит более 400 млрд гривен и выйдет на отметку более 15% ВВП.

В-третьих, после большого вывода инвестиций в последние 2 года (а в 2014 году Украина потеряла 12 млрд инвестиций, и ещё 2.3 млрд в 2015 году), в 2016 году уже наметилась положительная динамика.

588ba5eb5a-foreigninvestment2003-2017.png

Рис 4. Иностранные инвестиции в экономику Украины в 2003-2015 годах. Прогноз 2016-2017

Были изучены тенденции зависимости роста иностранных инвестиций от роста ВВП.

Анализ иностранных инвестиций показывает достаточно устойчивую корреляцию роста ВВП и роста иностранных инвестиций. При ускорении роста экономики иностранные инвестиции растут, при замедлении экономики – падают.

Исходя из этой закономерности, можно рассчитывать на рост иностранных инвестиций в 2017 году в размере 3-5 млрд долларов.

927b76ddb7-foreigninvestmentgdp2003-2017.png

Рис.5 Зависимость иностранных инвестиций от роста ВВП.

И это имеет огромное значение. Ведь подобный рост внешних инвестиций, очевидно, позволит удерживать курс национальной валюты на 2017 году в стабильном положении, а при продолжении роста экономики — позволит рассматривать для Национального банка вопрос роста международных резервов, не за счёт девальвации национальной валюты, что мы наблюдаем с сентября 2015 года, когда НБУ выкупил с межбанковского рынка в резервы 1.8 млрд долларов на фоне девальвации курса на 3-4 гривны, а за счёт внешних частных инвестиций, что мы наблюдали в 2005-2008 годах, когда международные резервы вырослидо 38 млрд долларов.

В-четвёртых, уже в парламенте законопроект 5368 по улучшению инвестиционной привлекательности страны, разработанный при участии широкого спектра экспертов, в том числе авторского коллектива 3357, совместно с Министерством финансов. Данный законопроект затрагивает широкий спектр вопросов в изменении налогового кодекса страны. Основными положениями которого есть:

1. Ликвидация налоговой милиции

2. Структурная реформа ДФС и перевод ее в сервисную

3. Внедрение полноценного электронного кабинета плательщика налогов

4. Прозрачный возврат НДС в одном реестре возмещения

71153b0b94-5368-minfin.png

Рис 6. Процесс подготовки законопроекта 5368.

Все это должно позволить минимизировать влияние налоговых органов на бизнес и улучшить бизнес среду в Украине.

Кроме этого, на Национальной Раде Реформ было принято решение замены налога на прибыль на налог на выведенный капитал с 2018 года. Фактически это означает, что налог на прибыль = 0, если бизнес вкладывается в развитие. Это отличный стимулирующий развитие экономики налог, который мы надеемся оценят, как внутренние, так и внешние инвесторы.

Все это даёт уверенность, что Украина войдёт в период активного роста с 2017 года.

Каким он будет конечно же зависит и от действий государства. И здесь, к сожалению, далеко не всегда мы видим адекватную реакцию. Так усилия бизнес среды и гражданских активистов в 2015 году были направлены на снижение доли перераспределения ВВП через государство, и нагрузка на экономику в 2016 году снизилась более чем на 3% ВВП. В первую очередь это было достигнуто за счёт снижение ЕСВ до 22% и отмены дополнительного импортного сбора, введённого на 2015 год. Это позволило как сократить количество убыточных предприятий, так и выйти в сводный плюс по экономике.

b2a04ea870-bugdet-gdp-2004-2017.png

Рис 7. Доходы сводного бюджета + собственные доходы Пенсионного фонда в 2004-2015 годах. Прогноз на 2016-2017 года.

К сожалению, бюджет 2017 показывает нам, что на 2017 год нас ждёт снова рост налоговой нагрузки. Он вызван 3-мя факторами: отменой льгот по НДС сельхоз производителям, увеличением акцизов (рост поступлений на 30%) и поднятием минимальной зарплаты. Проведённый расчёт показывает, что рост налоговой нагрузки на экономику в 2017 году составит 2.7% ВВП или около 70 млрд гривен. Причина этого повышения — проста. Государство отказалось удерживать собственные расходы в рамках ограничений, заложенных в бюджетной резолюции (33.1%ВВП) и фактически расходы сводного бюджета на 2017 год составят 37.7% ВВП, а вместе с ПФ — 43.3% ВВП, что на 120 млрд превышает бюджетные ограничения.

Если же посмотреть на 2018 и более дальнюю перспективу, то Украинская экономика имеет ещё несколько резервов роста:

Во-первых, война с Россией рано или поздно должна завершиться, и Украинские производители смогут снова вернутся на рынки России.

Во-вторых, большим резервом роста в перспективе есть процесс восстановление экономики Донбасса.

В-третьих, самым большим резервом роста — есть снижение доли теневой экономики. В тоже время, уверен, эффективный способ её реализации лежит не в закручивании гаек бизнесу, а в снижении государственных расходов, что позволит снизить налоговую нагрузку до уровня, при котором предприятия смогут получать прибыль, не минимизируя её через различные схемы.

Подводя итоги, проведённый анализ показывает, что экономика Украины в ближайшие годы имеет хороший потенциал роста. Для его максимизации, государству необходимо провести эффективные реформы в государственном секторе, которые позволят как сократить расходы, так и сократить налоговую нагрузку на экономику.

Ведь лучший рост украинская экономика показала при налоговой нагрузке в 34.4% ВВП в 2004 году – 12.1%. Чего мы ей все желаем.