Вот уже почти две недели представители Минфина и приближенные к ним «эксперты» повторяют, как мантру, фразу о том, что либеральная налоговая реформа (зарегистрирована в Раде как законопроект под номером 3357) приведет к появлению в бюджете дефицита на космическую сумму — целых 200 миллиардов гривен! Откуда такая цифра? Проведенный мной анализ позволяет утверждать, что она примерно с того же «потолка», что и заявления Януковича о потере Украиной 160 млрд евро из-за евроинтеграции.

Начну с того, что понятие «дыры» в бюджете — относительное. Хотя бы с той точки зрения, что ставки налогов никак не влияют на желание государства раздувать госрасходы. Поэтому, любой проект может иметь «дыру» в 200 млрд. И при уменьшении, и при увеличении налоговой нагрузки. Более того, расходы можно завысить настолько, что дефицит будет составлять и 500 миллиардов, и 600 миллиардов, и даже триллион — все зависит от аппетитов тех, кто у власти. Но если подойти к расходной части бюджета грамотно и постараться ее оптимизировать в интересах не тех, кто у «кормушки», а всех налогоплательщиков, то, даже не затрагивая расходы на социальные платежи, его (бюджет) вполне реально сформировать с небольшим дефицитом. Более того, он может быть даже полностью бездефицитным.

В процессе подготовки законопроекта №3357 (проект Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики) я провел огромную работу по анализу государственных финансов: ее доходной и расходной части за несколько лет, а также оперативных данных за 2015 год. Пришлось собрать и обработать колоссальное количество данных. Отдельное спасибо Казначейству, открытая информация которого, публикуемая на регулярной основе, дала возможность получать данные в режиме «месяц в месяц».

Итог: удалось рассчитать плановые доходы и расходы страны на 2015 год, а также сделать прогноз на 2016 год, исходя из нескольких сценариев развития ситуации. В том числе, и просчитать доходную часть бюджета по законопроекту профильного комитета Рады №3357.

dc97f8146b-102474879358442664862426472329865043684015n.jpg

Вывода четыре:

1. Фактические расходы бюджета на 2015 год будут ниже плановых примерно на 70-80 млрд гривен. Для чего был сделан такой зазор — большой вопрос. Одна из версий — эти деньги собирались просто разворовать, придумывая в конце года новые и новые траты.

2. Профицит сводного бюджета за 9 месяцев 2015 года достиг цифры в 34,7 млрд гривен. Эти деньги фактически были выведены из оборота предприятий и вместо того, чтобы крутиться в экономике, в данный момент просто лежат на счетах Казначейства. Надеюсь, что до конца года их потратят хотя бы на что-то нужное вроде ремонта дорог, а не просто сбросят на «свои» предприятия, переведут в валюту и выведут в офшоры.

3. Вы не поверите, но 75% оборонного бюджета — это оплата труда военнослужащих. На закупку техники и вооружения идет всего 10% денег, выделенных на оборонку.

4. В расходах Пенсионного фонда пенсии по возрасту составляют 75% затрат, а 25% —выплаты по инвалидности, выплаты в связи с потерей кормильца и тому подобные.... Возникает логичный вопрос: почему они выплачиваются через Пенсионный фонд, а не оформлены как расходы бюджета?

Остальную часть расходов проанализировать довольно сложно. Исходя из того, что она часто раздувается под всякие «хотелки» (часто ненужные, закупка которых происходит за откаты), мы решили действовать методом исключения. То есть, просчитали те затраты, без которых точно нельзя обойтись в 2016 году:

Обеспечение выплат пенсий и других пособий через Пенсионный фонд (с учетом индексаций на 13% с сентября 2015)

260 млрд

Обслуживание государственного долга. Эта цифра, благодаря усилиям Натальи Яресько, должна быть меньше, так как Украина подписала договор с кредиторами о частичном списании долгов

105 млрд или меньше

Выплаты по рождению детей. Уже сейчас можно подсчитать, что рождаемость в 2015 году упала примерно на 55 тыс. человек (в 2014-м эта цифра составляла 465 тыс.). То есть, нужно будет заплатить лишь 410 тыс. пособий в 2016 году

17 млрд

Другая соцподдержка

Аудита по этой части никто никогда не проводил, но будем считать, что злоупотреблений нет (а действительно ли это так?)

30 млрд

Оплата труда всем бюджетным служащим и денежное обеспечение военнослужащих с учетом индексации в 13%

Добавим, что начисление ЕСВ по ставке 20% для бюджетных служащих составит еще 29 млрд. То есть, итого – 176 млрд. Также бюджетники получат еще + 10% прибавки к зарплате на руки за счет снижения ставок налогов на зарплаты (Реальные зарплаты +23%)

176 млрд

Другие затраты на оборону кроме денежного обеспечения

На закупку вооружений в 2015 году будет потрачено 5 млрд гривен

10-15 млрд

Коммунальные платежи бюджетных учреждений

20-25 млрд

Закупка медпрепаратов на уровне выше чем в 2015 году ( в 2015 цифра около 8 млрд)

10 млрд

Ремонт дорог на уровне плановых затрат 2015 года

22 млрд

Итого:

660 млрд

Плановые доходы, по проекту профильного Комитета Рады, составляют порядка 660-710 млрд грн (наш собственный расчет выдал цифру в 707 млрд). Если учесть плановый дефицит в 3,7% ВВП (укладывается в рамки допустимого от МВФ), мы получаем еще плюс 80 млрд в виде запаса.

Итого в бюджете остается еще 80-130 млрд на другие хотелки!!! И эти хотелки в 20 раз превышают затраты на покупку вооружений для армии! Внимание вопрос: какие откаты нужно требовать, чтобы потратить аж 200 миллиардов?

К этому всему нужно добавить еще и рост доходов бюджета от детенизации и экономического роста. Конечно, их сложно подсчитать. Но они будут — в этом мы убедимся уже в третьем квартале 2016 года.

Нереально? Расскажите почему!