Ну том самом, на основании которого на этой неделе будут проходить выборы?
Знаете, что, например, кандидат, набравший максимум на вашем территориальном округе может не стать депутатом?
Более того, может быть так, что ни один из баллотировавшихся кандидатов по территориальном округу не станет депутатом.
Как так?
Если вы не в курсе, читайте дальше. Если в курсе — переходите сразу к той части, где рассуждения на тему — плохая система, или ничего.
Эти выборы будут проходить по так называемым открытым спискам.
Но идея не в том, как вы могли бы подумать из названия, чтобы партии просто раскрыли свои списки до выборов.
Идея такова, чтобы партии не могли по своим спискам протащить непонятных товарищей.
Эта система касается выборов по так называемым «многомандатным избирательным округам». Многомандатный означает, что будет выбрано несколько депутатов, например, выборы в условный райсовет, в отличие от одномандатного, где избирают только одного, например мэра.
Что еще надо различать. Избирательный округ и территориальный. Избирательный — это территория, которой будет управлять орган, куда вы выбираете. Для Киевсовета и мэра Киева, например, это территория Киева. Территориальный округ — это, грубо говоря ваш избирательный участок.
На выборы идут только представители партий. В бюллетене рядом с фамилиями будут названия партий.
То есть, голосуя за некоего условного Степана Петренко, вы одновременно голосуете за условную партию «За равные права на гречку», от которой этот Петренко выдвигается.
Дальше, как всегда, начинается магия подсчетов.
Сперва смотрят, сколько процентов по избирательному округу набрала та, или иная партия и отсеиваются те, кто не набрал 5%.
Поэтому, если титаническими усилиями на некоем участке победил представитель непопулярной в данном округе партии, то депутатом ему не стать.
Но это еще не всё — помним, что основная цель этой системы не пропустить непонятные тушки в партийных списках.
Так вот — по итогам подсчетов каждая партии, набравшие 5 и более процентов, получают количество мест в органе власти, пропорционально набранным голосам.
А вот потом внутри партий список перестраивается по признаку количества набранных процентов. Чем больше процентов набрал кандидат от партии в своем территориальном округе, тем более высокую позицию в партийном списке он займет. Депутатами станут первые М в перестроенных партийных списках, где М — количество доставшихся партии мест в парламенте.
Таким образом, кого бы не включали партийные бонзы в свои списки, народ всегда может прокатить засланца.
Итак, надеюсь все понятно.
Предлагаю вкратце препарировать данную систему.
Чем она хороша? Тут все понятно — мы не только выбираем партии, но и можем выбирать кто именно из списков пройдет в орган власти.
Как анти-аргумент тут выступает то, что кандидаты, особенно небедные «засланцы» начинают явно или косвенно подкупать избирателей раздачей гречки, очков или предвыборной бесплатной перекраской всего что есть в округе в цвета партии. Но тут я могу возразить — у нас есть законы про ответственность за подкуп избирателей, а если они не работают, то надо менять следственные и судебные органы, а не отменять хороший избирательный закон.
Чем плоха? Да, в принципе, ничем (я сейчас не рассматриваю остальные положения закона, например явно сырые пункты про отзыв депутатов).
Только одним — он нихера не походит под местные выборы.
Отличный закон для выборов в Верховную Раду — пусть туда проходят партии и их лучшие представители, и решают глобальные стратегические вопросы управления государством. Я двумя руками «за». Но вот скажите, что, блять, забыли партии у меня во дворе? Они мне детскую площадку будут красить, или вентиль менять? Я не хочу партии, я хочу выбрать местным кандидатом условного соседа дядю Васю, которого знаю с детства, и который когда-то отлично управлял немаленьким коммунальным предприятием и знает всё про то, как работает коммунальное хозяйство. Я и соседи дяде Васе доверяем больше, чем неизвестно какому депутату (помните, что от вашего округа может и не быть депутата?). Потому что вашим местным депутатом должен быть ваш сосед по территориальному округу, у которого дети гуляют в тех же дворах, что и ваши, а жена гуляет по тем же улицам. И которому вы можете легко посмотреть в глаза, просто завернув в соседний двор. Тогда в районе будет порядок. А партии, повторюсь, пусть вершат судьбы страну где-то в Раде.
Кроме того, что-то мне подсказывает, что 99% населения не будут разбираться в тонкостях закона, а из тех, что попробуют, 90% поймут неправильно или не поймут совсем. Поэтому после того, как на где-нить на востоке, например, кандидат набравший максимум голосов не станет депутатом по причине непреодоления его политсилой 5-ти процентного барьера, начнутся возмущения и крики «Власть нас наебала». Что позволит говорить, о неприменении аналога этого закона на следующих парламентских выборах. Подозреваю, что все главы партий негласно против этой системы, лишающих их серьезного источника дохода, части внутрипартийной власти, а то и вообще могущей показать, что лидер партии не самый популярный в народе среди ее членов, что может привести к его свержению. Ну то есть по принципу — используем молоток вместо отвертки, фиксируем, что работает плохо, значит молоток хуёвый. Народ схавает.
Боюсь, что именно этого и добиваются.