Во всяческих сложных и непонятных вещах я, прежде всего, люблю суть. И люблю потом эти самые сложные вещи пытаться пояснить «на пальцах».

Так вот. Вчера состоялась встреча с замминистра МЕРТ и Торговым представителем Украины Натальей Микольской. Торговля и экономика от меня так же далеки, как честное лицо Насирова от лика святых.

Но кое-что для себя понял:

1. Суть встречи.

2. Кто все эти люди и что вообще происходит.

Пункт первый. Если Вы очень занятый бизнесмен, втянутый в экспортно-импортные операции, таможенные дела, классификаторы ВЭД, вынуждены следить за акцизами/пошлинами и экспортными квотами — можете дальше не читать. Просто 28 марта 2017 года в 9 часов утра посмотрите онлайн-трансляцию презентации Национальной экспортной стратегии Украины. Презентация состоится в Украинском доме. Поверьте на слово — это важно. И лучше самой Натальи эту важность никто не пояснит. Возможно, впервые Вы получите возможность планировать свою внешнеэкономическую деятельность и снизить риски. В добрый путь.

Пункт второй. Вот тут сложнее.

Кто? Про Наталью я услышал впервые. Не то, чтобы я слоупок, но в мире сверхтонких органических плёнок, сверхнизких температур и трёхэтажных формул моё понимание экспортной-импортной политики государства ограничивалось картинами из одесского порта: на вывоз идёт металл, руда, лес и зерно, а назад — тысячи контейнеров с иероглифами. Теневой экспорт — это патриотичные бурштынокопачи, теневой импорт — иномарки на литовской регистрации.

Вот и вся экономика :)

Уйдем от вопроса, почему так случилось и поговорим о том, что, оказывается, есть люди, которые пытаются наладить механизм участия нашей Державы в международной торговле «в белую».

Наталья произвела неизгладимое впечатление. Давно я не видел настолько энергичных и заряженных оптимизмом чиновников. Не в плане «ура-ура, всё хорошо!», а в плане, что человек чётко рассказывает, что плохо; что нужно сделать, чтобы стало лучше; что мешает изменениям. Кстати, из зала, по-моему, не прозвучало ни одного вопроса, на который пани Микольская не ответила: она также легко ориентируется в клюшках и лыжах украинского производства всемирно известной марки FISCHER (ага, Закарпатье штампует), как и в экспорте кукурузы, томатной пасты, импорте энергоносителей, машин и оборудования.

Перечисление товарных позиций и причин, по которым им тяжело попасть на те или иные рынки, мне кажется, вообще её любимое хобби.

Что происходит? За годы Независимости Украины мы не имели Национальной экспортной стратегии. Вообще, вся наша международная торговля была политическим инструментом: если сегодня нам было важно подписать соглашение со страной Х, то мы его подписывали, не взирая ни на какие экономические обоснования, прогнозы и риски.

У нас вообще не было аналитики, которая способна сказать, в каких странах нашим дипломатам нужно приложить усилия, чтобы развивать международную торговлю.

Такой подход бьёт по самой Украине. Например, если до войны с Россией по договору СОТ мы планировали получать прибыль от экспорта одних товаров, то с началом боевых действий и потерей производственных мощностей этой продукции, у нас вообще нет плана Б — что и куда продавать.

Вопрос не только в том, что у нас нет традиции ведения переговоров с другими странами о пересмотре ранее подписанных соглашений (кстати, такие переговоры и вести особо некому. У Украины НЕТ торговых представительств в других странах).

Но и потому, что сами украинские чиновники очень часто не могут получить от украинского бизнеса внятную компетентную информацию о том, какую продукцию они готовы поставлять за рубеж и чем конкретно им нужно помочь в этом вопросе.

Оказывается, есть некие бизнес-ассоциации, которые как бы должны давать ответ на вторую группу вопросов, но из разосланных чиновниками запросов к сотням владельцев бизнесов ответов с конкретными предложениями было до десятка.

Почему так? Потому что оно никому не надо было. Владельцы крупного, гудящего и отжатого Россией бизнеса вопросы и так решали, бизнес меньшего порядка решал проблемы точечно, занося чемоданы в Кабмин.

Отсюда, например, возникали ситуации, подобные спорадической попытке ввода акцизов на импорт холодильников (привет покойному «Норду») и введение акцизов на импорт автомобилей. Естественно, это делалось благими намерениями для типа защиты детей олигарха национального товаропроизводителя.

Это сделало Украину весьма рискованным и неблагонадёжным торговым партнёром.

Потому при поддержке International Trade Centre был создан план, где конкретно расписано кто и за что отвечает. Не только со стороны чиновников, но и со стороны бизнеса.

Благодаря разработке стратегии стали понятны основные проблемы, касающиеся данной темы:

1) Низкая внутренняя мобильность населения (ага, оказывается это сильно влияет на международную торговлю)

2) Образование — провал в средне-специальном образовании людей, которые могут что-то производить

3) Валютное регулирование — вот эта самая обязательная продажа валютной выручки экспортёрами

4) Слабое институциональное продвижение Украины на международной арене. Именно страны, а не мейд ин Юкрейн. Дело в том, что производители пытаются позиционировать бренд не Сделано в Украине, а, например, Часы Украины, Клюшки Украины и т.п.

5) Нет поддержки экспорта — торгпредставительств, атташе и т.п. Т.е. наш экспортер на рынке, допустим, Канады — сам одинёшенек. Ни консультаций, ни правовой помощи. Разбирайся во всём сам, налаживай связи. Крутись, держись, здоровья и хорошего настроения.

Стратегия разрабатывается на 5 лет.

Задачи:

1) Товарная и географическая диверсификация экспорта.

2) Повышение конкурентноспособности наших производителей.

3) Стимулирование предпринимательства, особенно среднего. На него и будет сделан упор.

Основные позиции, озвученные в разговоре:

1) Фокус усилий будет зависеть от сферы деятельности. Т.е. не так, как раньше — прилагаем все усилия к Евросоюзу, не взирая на то, что мы вообще миру можем предложить. Если Джастину Трюдо интересны наши клюшки — надо их Канаде поставить. Если Китаю не нужна наша кукуруза, надо подумать, чем её заменить.

2) Создание торгпредставительств Украины в разных странах. Как я понял, стоимость работы одного в год требует 300 тысяч баксов. Кстати, попытка их создания уже была при Яценюке, но, поскольку они планировались какого-то двойного министерского подчинения, дело заглохло. Да, имхо, иногда наши министерства напоминают факультеты Хогвартса — Слизерин, Гриффиндор и т.д. Никак не могут договориться.

3) Развитие инфраструктуры — дороги, рефрижераторы, порты. Попытки убрать «бутылочные горлышка». Например, основными препятствиями развития Шёлкового пути в обход России являются слабые пропускные возможности портов Грузии и Азербайджана, высокие тарифные ставки на перевозки в Казахстане. В торговле с Израилем — отсутствие израильских контейнерных операторов в Украине и, отсюда, необходимость перегрузки контейнеров в портах, кажись, Александрии. И т.д. Кстати, к вопросам инфраструктуры относят и Интернет.

4) Дерегуляция, реформа таможни. Ну, тут сложно для меня всё. Как по мне, проще перевешать всех на столбах. Но если попытаются это реформировать без человеческих жертв — хорошо.

5) Рассрочка НДС. Если импортёру какого-то оборудования для развития производства в стране дать возможность заплатить НДС не сразу, то у него появится дополнительная возможность для укрепления в Украине.

6) Отмена пошлин на оборудование, которое мы не производим.

7) Единое окно для экспортно-импортных операций. То, что сейчас где-то там есть — не комильфо по каким-то причинам.

8) Пересмотр квот. Т.е. организация профессионального процесса переговоров с учётом данных анализа того, что мы можем и хотим продавать, для снижения барьеров торговли с другими странами.

9) Создание таможенно-тарифных советов из чиновников и представителей бизнесов, участие регионов в корректировке стратегии и т.п. Очевидно, что рынки сбыта производств Закарпатья будут сильно отличаться от рынков сбыта производств той же Днепропетровской области.

10) Стратегия будет корректироваться на основании данных анализа каждые полгода — поверхностно, каждый год — капитально.

10) куча чего-то ещё, что я не запомнил, но что Вы можете через неделю прочесть сами.

Последнее) Россию — в топку. Вообще многие исторические рынки Украины с тоталитарными режимами — туда же. Причины просты — от воли одного человека мы в мгновение ока теряем рынки сбыта. Риски очень велики.

Конечно, многие производители и граждане при озвучивании сих намерений начали ныть, что адиннарот, мышибратья и нам будет очень плохо без рынка России. Это правда, плохо. Но товарообмен с тем же ЕС продолжает расти и даже, например, запчасти для оборудования железных дорог и каких-то микроскопов тоже пошли на их рынок

Есть ли проблемы в создании Стратегии?

Основная: тотальная некомпетентность, малое количество людей, которые способны реально помочь в её составлении, корректировке и реализации.

Почему эту стратегию разрабатывали так долго?

Дело в том, что офис сего замминистра состоит всего из нескольких человек. И их основная задача состояла в «тушении пожаров». Россия закрыла транзит для наших грузов в Азию? Что делать? Вот типа такого.

Сейчас же системно хотят начать решать.

В общем, кому интересно — ждите презентации, читайте, листайте, задавайе вопросы, развивайте рынки, повышайте процент жиров в масле и увеличивайте ВВП Украины.

Для себя же я сделал такой вывод: я вот в науке кручусь и немного в образовании.

И с каждым годом я всё меньше понимаю, что вообще происходит и куда мы идём.

И только отважное безрассудство неравнодушных даёт какую-то надежду.

В общем, в чём-то завидую МЕРТу.

Победим.