Этот материал будет в первую очередь занимателен директорам школ и родителям, которые хотят, чтобы их дети научились интересным и полезным для жизни знаниям.
Вы когда-нибудь могли себе представить, что Ваше чадо, которое ещё вчера училось говорить и держать ложку в руке, сегодня способно за время Вашего отсутствия соорудить самодельную сигнализацию, самостоятельно отправляющую сообщение на смартфон при обнаружении постороннего в помещении?
А собрать и запрограммировать систему домашнего климат-контроля, измеряющую температуру, влажность, давление?
А не думали ли Вы, что Ваш ребёнок способен придумать интеллектуальную систему слежения, которая постоянно сканирует пространство вокруг себя и фокусируется на ту точку, где что-то шевельнулось?
Фантастика? Нет, реальность:
Да, конечно, выглядит, как игрушка. Но работает.
Бери, доделывай, пакуй в ударопрочный корпус и отправляй в АТО.
Кто автор? Вот эти ребята:
Конечно, на счёт АТО я перегнул. В войсках нужны помехозащищённые дуракоустойчивые приборы. Но принципы, которым обучены эти ребята — те же.
Они уже понимают, что куда присоединять и каким кодом его прописывать.
Теперь расскажу обо всём по порядку.
Мне очень повезло попасть на презентацию проекта «Школа Smart» от компании Microsoft.
Что это такое? Я опущу витиеватые фразы и объясню по-простому.
Это как бы кружок Юного техника, в котором дети получают доступ к современной базе микроэлектроники, программам и знаниям буквально от самого Билла Гейтса. Им создают все условия для учёбы, самостоятельного выдвижения идей и сооружения полезных устройств, делающих мир лучше.
Вот те вещи, что я описывал в начале текста, они и демонстрировали.
Прямо у меня на глазах маленькие умники и умницы собирали и программировали какую-то очередную хитроумную штуковину:
Если говорить правильными словами, то ребят учат внедрять в жизнь концепцию Интернета вещей.
Интернет вещей — IoT — Internet of Things - образно говоря, позволяет объединить все «умные» предметы вокруг Вас в единую сеть так, что Вы можете ими управлять, например, со своего смартфона или собирать и анализировать с них информацию. Слыхали ведь про холодильники, которые самостоятельно заказывают еду? Вот, это оно.
На данный момент сие направление в Украине бурно развивают взрослые парни и девушки, а Майкрософт озаботилось проблемой подготовки таких специалистов «с пелёнок».
На данный момент к проекту добровольно присоединились 10 школ, а 100 учителей прошли бесплатное обучение. Программное обеспечение для школ, которые хотят, чтобы их ученики каждый день создавали будущее — предоставляется бесплатно.
Звучит, как фантастика?
На самом деле, подобные инициативы происходят по всему миру. Но если в других странах детей учат либо чистому программированию, либо цифровому арту (так, например, в Германии), то в Украине почему-то особо хорошо развивается именно IoT.
На мероприятии выступали представители школ, в которых эта программа реально работает. В частности, в лицее города Киева №141 ОРТ дети собирают роботов, 3D- принтеры и другие устройства на основе микроконтроллеров. Именно эти ребята и демонстрировали решения для измерения температуры, влажности, срабатывания инфракрасного датчика.
Автоматизированная система для АТО — тоже их детище.
И если Вы думаете, что к проекту присоединились только «мажорные» учебные заведения из городов-миллионников, то... нет. Здолбуновская гимназия и Вышневчецкая общеобразовательная школа отныне в лидерах по обучению IoT.
Самое интересное, что инициаторами проекта были Светлана Попель, учитель математики и информатики Вышневчецкой школы (Тернопольская обл.), Светлана Демченко, учитель математики и информатики общеобразовательной школы № 82, г. Одесса, Татьяна Кобзарєва, учитель информатики Запорожской общеобразовательной школы № 1 им. Т. Г. Шевченко, Лина Олефиренко, учитель мировой литературы и художественной культуры Малобилозерской специализированной эстетической школы-интерната «Дивосвіт» (Запорожская обл.).
Понимаете? Мировой литературы и художественной культуры! Э-как!
Круто? По-моему, да.
В общем, когда я на презентации рассматривал это:
это:
или это:
меня интересовал только один вопрос: зачем оно надо Майкрософту?
Ответ оказался прост: им нужны квалифицированные кадры.
Потому обучение учителей, предоставление программ и полное сопровождение школ с помощью облачного сервиса Microsoft Azure — это не социальная благотворительность.
Это инвестиции в будущее.
Кстати, учителей обучают примерно такие парни:
Есть ещё интересный момент. Дети учатся не только самостоятельно придумывать идеи и воплощать их в железо, но и тренируются их «продвигать».
Говорят, что у родителей отвисают челюсти, когда их чада, 3 месяца назад не умевшие в магазине покупки сделать, бойко с презентацией рассказывают о концепте, например, робота-садовника, способного измерять влажность грунта.
Характерно вот ещё что. Угадайте, кто в большинстве своём эти 100 учителей-новаторов, которые подключились к Smart-школе?
Информатики? Отнюдь. Физики, химики, математики, биологи, гуманитарии.
Но больше всего меня поразило наличие ... физрука.
Этот человек на своих уроках ввел в обиход систему Kinect.
Это такая штука, которая постоянно отслеживает движения ученика и подсказывает, что он делает неправильно в упражнении.
Вы наверняка такие видели:
На видео люди просто развлекаются, но сии датчики очень помогают при работе с детками с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На основе собранной информации о движениях рук-ног можно разработать более качественную программу физического развития ребёнка.
Теперь перейдём к главному: как сюда попасть?
Нужно желание. Я задал вопрос по поводу содействия Министерством образования такой инициативе и они ... одобряют. :) Что ж, уже хорошо.
Что нужно от школы?
Конечно, оборудование. Дорогое?
Во-первых, деньги там не сумасшедшие, потому что все идеи реализуются на достаточно дешёвых платах Arduino и микрокомпьютерах Raspberry Pi. Гугл в помощь.
Во-вторых, школа может спокойно податься на множество существующих программ развития от различных фондов.
В любом случае, спецы от Microsoft точно помогут и проконсультируют.
Уверен в этом на 100%. Почему?
Потому что целый генеральный директор Microsoft Украина — Надежда Васильева — в течении получаса не поленилась рассказать Вашему покорному слуге обо всех этих чудесах.
Приятно, если честно. Очень.
Куда обращаться?
Лучше всего писать обращения на спец. страничку в ФБ. https://www.facebook.com/groups/eLearningUkraine/
Победим.
P.S. Единственно, о чём прошу, если Вам эта информация сбоку-припёку, покажите её тем учителям или родителям, которые в ней нуждаются. Спасибо.