Этот материал будет в первую очередь занимателен директорам школ и родителям, которые хотят, чтобы их дети научились интересным и полезным для жизни знаниям.

Вы когда-нибудь могли себе представить, что Ваше чадо, которое ещё вчера училось говорить и держать ложку в руке, сегодня способно за время Вашего отсутствия соорудить самодельную сигнализацию, самостоятельно отправляющую сообщение на смартфон при обнаружении постороннего в помещении?

А собрать и запрограммировать систему домашнего климат-контроля, измеряющую температуру, влажность, давление?

А не думали ли Вы, что Ваш ребёнок способен придумать интеллектуальную систему слежения, которая постоянно сканирует пространство вокруг себя и фокусируется на ту точку, где что-то шевельнулось?

Фантастика? Нет, реальность:

067ecb6aaf-20161115151046.jpg

Да, конечно, выглядит, как игрушка. Но работает.

Бери, доделывай, пакуй в ударопрочный корпус и отправляй в АТО.

Кто автор? Вот эти ребята:

30cc5016a9-yur8022.jpg

Конечно, на счёт АТО я перегнул. В войсках нужны помехозащищённые дуракоустойчивые приборы. Но принципы, которым обучены эти ребята — те же.

Они уже понимают, что куда присоединять и каким кодом его прописывать.

Теперь расскажу обо всём по порядку.

Мне очень повезло попасть на презентацию проекта «Школа Smart» от компании Microsoft.

Что это такое? Я опущу витиеватые фразы и объясню по-простому.

Это как бы кружок Юного техника, в котором дети получают доступ к современной базе микроэлектроники, программам и знаниям буквально от самого Билла Гейтса. Им создают все условия для учёбы, самостоятельного выдвижения идей и сооружения полезных устройств, делающих мир лучше.

Вот те вещи, что я описывал в начале текста, они и демонстрировали.

Прямо у меня на глазах маленькие умники и умницы собирали и программировали какую-то очередную хитроумную штуковину:

f27eb55158-yur8097.jpg

e3911ab757-yur8043.jpg

Если говорить правильными словами, то ребят учат внедрять в жизнь концепцию Интернета вещей.

Интернет вещей — IoT — Internet of Things - образно говоря, позволяет объединить все «умные» предметы вокруг Вас в единую сеть так, что Вы можете ими управлять, например, со своего смартфона или собирать и анализировать с них информацию. Слыхали ведь про холодильники, которые самостоятельно заказывают еду? Вот, это оно.

На данный момент сие направление в Украине бурно развивают взрослые парни и девушки, а Майкрософт озаботилось проблемой подготовки таких специалистов «с пелёнок».

На данный момент к проекту добровольно присоединились 10 школ, а 100 учителей прошли бесплатное обучение. Программное обеспечение для школ, которые хотят, чтобы их ученики каждый день создавали будущее — предоставляется бесплатно.

Звучит, как фантастика?

На самом деле, подобные инициативы происходят по всему миру. Но если в других странах детей учат либо чистому программированию, либо цифровому арту (так, например, в Германии), то в Украине почему-то особо хорошо развивается именно IoT.

На мероприятии выступали представители школ, в которых эта программа реально работает. В частности, в лицее города Киева №141 ОРТ дети собирают роботов, 3D- принтеры и другие устройства на основе микроконтроллеров. Именно эти ребята и демонстрировали решения для измерения температуры, влажности, срабатывания инфракрасного датчика.

Автоматизированная система для АТО — тоже их детище.

И если Вы думаете, что к проекту присоединились только «мажорные» учебные заведения из городов-миллионников, то... нет. Здолбуновская гимназия и Вышневчецкая общеобразовательная школа отныне в лидерах по обучению IoT.

Самое интересное, что инициаторами проекта были Светлана Попель, учитель математики и информатики Вышневчецкой школы (Тернопольская обл.), Светлана Демченко, учитель математики и информатики общеобразовательной школы № 82, г. Одесса, Татьяна Кобзарєва, учитель информатики Запорожской общеобразовательной школы № 1 им. Т. Г. Шевченко, Лина Олефиренко, учитель мировой литературы и художественной культуры Малобилозерской специализированной эстетической школы-интерната «Дивосвіт» (Запорожская обл.).

Понимаете? Мировой литературы и художественной культуры! Э-как!

Круто? По-моему, да.

В общем, когда я на презентации рассматривал это:

12d5163b5c-yur8139.jpg

это:

d9ab3a1c22-yur8137.jpg

или это:

bf3ced1864-yur7994.jpg

меня интересовал только один вопрос: зачем оно надо Майкрософту?

Ответ оказался прост: им нужны квалифицированные кадры.

Потому обучение учителей, предоставление программ и полное сопровождение школ с помощью облачного сервиса Microsoft Azure — это не социальная благотворительность.

Это инвестиции в будущее.

Кстати, учителей обучают примерно такие парни:

f03bc7d3b9-.jpg

Есть ещё интересный момент. Дети учатся не только самостоятельно придумывать идеи и воплощать их в железо, но и тренируются их «продвигать».

Говорят, что у родителей отвисают челюсти, когда их чада, 3 месяца назад не умевшие в магазине покупки сделать, бойко с презентацией рассказывают о концепте, например, робота-садовника, способного измерять влажность грунта.

Характерно вот ещё что. Угадайте, кто в большинстве своём эти 100 учителей-новаторов, которые подключились к Smart-школе?

Информатики? Отнюдь. Физики, химики, математики, биологи, гуманитарии.

Но больше всего меня поразило наличие ... физрука.

Этот человек на своих уроках ввел в обиход систему Kinect.

Это такая штука, которая постоянно отслеживает движения ученика и подсказывает, что он делает неправильно в упражнении.

Вы наверняка такие видели:

На видео люди просто развлекаются, но сии датчики очень помогают при работе с детками с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На основе собранной информации о движениях рук-ног можно разработать более качественную программу физического развития ребёнка.

Теперь перейдём к главному: как сюда попасть?

Нужно желание. Я задал вопрос по поводу содействия Министерством образования такой инициативе и они ... одобряют. :) Что ж, уже хорошо.

Что нужно от школы?

Конечно, оборудование. Дорогое?

Во-первых, деньги там не сумасшедшие, потому что все идеи реализуются на достаточно дешёвых платах Arduino и микрокомпьютерах Raspberry Pi. Гугл в помощь.

Во-вторых, школа может спокойно податься на множество существующих программ развития от различных фондов.

В любом случае, спецы от Microsoft точно помогут и проконсультируют.

Уверен в этом на 100%. Почему?

Потому что целый генеральный директор Microsoft Украина — Надежда Васильева — в течении получаса не поленилась рассказать Вашему покорному слуге обо всех этих чудесах.

Приятно, если честно. Очень.

Куда обращаться?

Лучше всего писать обращения на спец. страничку в ФБ. https://www.facebook.com/groups/eLearningUkraine/

Победим.

P.S. Единственно, о чём прошу, если Вам эта информация сбоку-припёку, покажите её тем учителям или родителям, которые в ней нуждаются. Спасибо.