В Украине начинает складываться своеобразная традиция: «ожидание транша МВФ». Власть, в удачных и не очень попытках реформирования, оглядывается на то, приближают ли они получение средств от международных инвесторов. Не секрет, что международные финансовые организации предъявляют нам и свои требования. Одним из них является отмена моратория на вывоз леса. Этот вопрос, вместе с другими, стал предметом и на закончившемся саммите ЕС-Украина.
Просматривая, в связи с проведенным саммитом, европейскую прессу, полезно обратить внимание на статью «Вопрос номер один между правительством Украины и его людьми», в авторитетном издании "EUPorter", посвященную взаимосвязи нашей «лесной проблемы» с интересами украинских олигархических групп и коррупцией нашей власти. Откровенно, был удивлен глубиной познания журналистом данной сферы. Думаю, что ознакомиться со статьей и аналитикой, даже юридического характера будет интересно многим.
Итак, в статье анализируются попытки властей решить проблему незаконной вырубки леса в Украине и ускорить развитие отечественной лесной промышленности, а именно принятый в марте 2018 г. Верховной Радой законопроект №5495 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно сохранения украинских лесов и предотвращения незаконного вывоза необработанных лесоматериалов». Автор статьи, опираясь на юридический анализ приходит к выводу о коррупционном характере этого закона, связанном с именами наших олигархов Леонида Юрушева и Юрия Косюка. Когда европейские медиа настолько глубоко знают корни проблематики, и еще наводят факты нечестных связей между бизнесом и властью — это уже красная карточка властям, ибо европейские политики будут вынуждены реагировать на все то, что есть в публичном доступе, даже если что-то преувеличено.
Не буду вдаваться в юридические и чисто коммерческие вопросы этого закона. Как международник, обращу внимание на некоторые другие моменты.
Во-первых, нельзя согласиться с утверждением лоббистов законопроекта о том, что украинский лес переправляется в ЕС под видом «дров». Европейский бизнес на такие сделки никогда не согласится. Для него принципиальное значение имеет наличие сертификатов происхождения и соответствия (качества). Да, и репутация для европейского бизнесмена не просто что-то значит, а является одной из важнейших ценностей.
Во-вторых, законопроект сохраняет в действии мораторий на вывоз леса-кругляка. Но, как известно, факт установления подобных ограничений противоречит основным положениям и практике ВТО, которые мы обязались соблюдать. На этом фоне действия сторонников данного закона выглядят, как откровенное шулерство, которое может превратиться в «красную карточку» не только для них, но и для всего нашего бизнеса.
В-третьих, сам факт публикации материалов о данном законе в европейской прессе во время участия президента Порошенко в европейском саммите позволяет многим в Европе, да и у нас, предположить, что в нашей стране больше слов о борьбе с коррупцией, чем реальных действий, а все громкие заявления направлены не столько на достижение результата, сколько на формирование лишь их положительного имиджа.
В-четвертых, нельзя не обратить внимание и на то, что у нас считают законодательство не инструментом решения общенациональных проблем, а средством достижения партикулярных интересов отраслей, определенных социальных групп или бизнес группировок. А это внушает опасения в том, возможны ли вообще успешные реформы в нашей стране?
Интересной мне показалась и информация о том, что наши олигархические группы, связанные с лесом, активно занимаются лоббистской деятельностью, не только в Украине, но и за ее пределами. Ими поддерживается ряд достаточно сомнительных общественных организаций. В частности, об организации "EarthSight". Указанная организация подготовила достаточно сомнительный по содержанию, но красочно изданный отчет, единственным достоинством которого стало признание того, что «украинские леса стали полем одной из наибольших битв войны с коррупцией». Удивительно и то, что авторы отчета указывают на то, что они занимаются расследованием фактов коррупции в украинском лесном хозяйстве уже целых два года. Но, почему же тогда, их отчет обнародован только сейчас, когда проблема получила общеевропейское звучание?
Можно ли исправить положение? Да, можно. Очевидным выходом из создавшегося положения стало бы наложение президентом Порошенко вето на принятый закон и его возвращение в Верховную Раду на доработку, чтобы он стал действительно законом, помогающим сохранить наши леса и развивать лесную промышленность.
Завершая статью, хочу обратить внимание на то, что у нас уже выработался «инстинкт принятия коррупции». Напомню, что история о коррупционном лесном законотворчестве стала предметом общественной дискуссии не благодаря смелости и гражданской позиции кого-то из украинцев, а только после того, как на нее обратила внимание европейская пресса. Получается, что нам самим безразлично наше будущее и будущее наших лесов, как и наш имидж в Европе, куда мы так стремимся?
Видимо, наши бизнесмены и отдельные депутаты не осознают всего противоречия национальным интересам, всей моральной и политической нечистоплотности своих действий, если они продвигают такие инициативы. Они все делают не для защиты истинных интересов украинского народа, а для того, чтобы разменять будущее страны на интересы отдельных олигархов. Все мы должны понять, что пока бизнесом и властью у нас будут править сиюминутные интересы той или иной олигархической группы, пока у нас не будет устоявшихся правил, распространяющихся на всех без исключения, мы можем забыть о нашем европейском будущем, экономическом росте и привлечении в экономику любого серьезного инвестора.