На днях – если точнее, неделю назад – правительство обнародовало программу своей деятельности. И, конечно, блог транспорта и инфраструктуры там тоже есть. Частично я уже писала об их предложениях. В первую очередь – по дальнейшему анбандлингу УЗ. Но там есть гораздо более интересная часть. Эта часть касается водного транспорта.
Многим сейчас кажется, что водные виды транспорта канули в небытие. Днепр мелеет, про остальные реки и говорить нечего, сама перевозка становится полностью нерентабельной, остаются только морские перевозки – да и те пострадали после аннексии Крыма и Керченского пролива. Но. Тем не менее. Речные перевозки все еще живы. Да, исключительно в ограниченном сегменте и при поддержке отдельных предприятий. Грузоперевозки по Днепру в наибольшем количестве активно осуществляет Нибулон, это 20% от перевозок по главной украинской реке в прошлом году. Но и кроме них, многие компании продолжают использовать баржи и сухогрузы, несмотря на появляющиеся проблемы с судоходством на Днепре. Тот же Нибулон запустил и пассажирские перевозки на воде (чисто туристические катера и яхты мы здесь не рассматриваем), которые, конечно, тоже не особо окупаются. Но они есть.
Моряки, конечно, в гораздо лучшем положении. Рейсы все так же ходят, украинских спецов ценят в очень многих компаниях и на самых разных судах. В свое время Manpower Report называл нашу страну 6-й по количеству моряков, работающих на мировом рынке морских перевозок. И цифра занятых в этой отрасли украинцев еще 3 года назад была 235 тысяч человек. Сейчас она, естественно, растет – это прибыльный бизнес. Но стоит заметить: конкретно Украина от таких позиций мало что имеет. Единственное – деньги, которые моряки отправляют домой, и они оседают в украинской экономике. Предприятий и судов же у нас с гулькин нос, да и условия труда часто не лучшие. И вот тут – к программе КМУ, как и что они хотят поменять, дабы ориентировать не нас на мировой рынок, а мировой рынок на нас.
Конечно же, в программе указано, что будет создан конкурентный и эффективный рынок. Для всех: судовладельцев, производителей, операторов. Никаких конкретных мер. А они довольно прозаичные должны быть – отрасль крайне зарегулирована. А налогов и сборов на речном судоходстве – просто тонны. Судите сами: акциз на топливо, рента за использование водных ресурсов и целая куча портовых сборов (цитирую из приказа МИУ: корабельний, причальний, якірний, канальний, маяковий, адміністративний та санітарний). Все это должно направляться на ремонт и улучшение инфраструктуры. Но она абсолютно не ухожена. Она убита. Шлюзы на Днепре – еле живы. Тот факт, что река постепенно умирает – тоже прямо аффектирует на судоходство. То есть все, что уплачивается имеющимися игроками рынка, используется неэффективно. Результата от уплаты этих налогов и сборов – ноль. Какой в них смысл, налоговое бремя ради самого себя?
И вот здесь оказывается, что в программе КМУ никаких указаний на снижение этого бремени нет. Да и видя прогресс мыслей правительства в политике налогообложения – не будет. Сейчас, наоборот, будут закручиваться все гайки. «Новации» в отрасли ренты на железную руду или налоговым кредитом говорят сами за себя. Правительство готовится наращивать налоговую нагрузку, а не снижать ее. Тогда какими путями будет строиться «открытый и конкурентный» рынок водного транспорта? А вот пишут, что должны быть установлены единые правила для игроков. Прозрачные условия работы. Построят и модернизируют дюжину причалов глубоководных и отремонтируют шлюзы – после чего встает логичный вопрос: за кой счет? За счет госфинансирования? 220 млн. грн. получило ГП «Укрводпуть» за 2017 и 2018 годы – и нихрена не отремонтировало. Значит, будут давить еще больше? Так где же тогда тут открытый рынок?
Говорят в правительстве, что если предприятия будут менять железнодорожную или автомобильную перевозку на водную – получат экономию в среднем в 10 млн. баксов в год в государственных масштабах. Но совершенно непонятно – за счет чего, если другие обещания по этому блоку не могут быть выполнены без наращивания налоговой нагрузки? Где же тут экономия?
Водный транспорт – вещь весьма и весьма полезная в целом ряде отраслей. Рейн и Дунай активно используются для судоходства, там не возникает проблемы с чрезмерными регуляциями или сверхвысокими сборами. И деньги на ремонт и содержание инфраструктуры есть. Возможно, стоит пересмотреть подход в сторону либерализации, концессии по ключевым объектам инфраструктуры, минимизации сборов? Ведь модель «побольше сбить бабла, а там как-то будет» используется уже сейчас – и она неэффективна. Или именно этого и хочет правительство? Тогда, боюсь, итог будет весьма печальным.