Для тех, кто занимается логистикой в привязке к украинской портовой системе, появились интересные новости. Буквально на днях.
Опять же: кто в теме – тот прекрасно знает, кто такой Юра Лавренюк. Вкратце для тех, кто не слышал об этом деятеле: Лавренюк в мае 2016 года был назначен замом министра инфраструктуры, Омеляна. Он далеко не транспортный эксперт, ни разу. До МИУ он 15 лет или около того работал в МВД. Всякие там комиссии возглавлял, работал в разнообразных структурах министерства, и, естественно, работал на высокой должности уже после прихода в министерство Авакова. С ним Лавренюка активно связывают – очень странно было увидеть человека с бэкграундом исключительно в силовом ведомстве на должности в министерстве инфраструктуры, да еще и не на рядовой – а целым заместителем министра.
И вот, казалось бы, с назначением нового правительства и нового министра инфраструктуры Криклия весь штаб заместителей Омеляна должен был бы отправиться в отставку, а Лавренюку вполне могли бы найти место в том же министерстве под крылом оставшегося в нем Авакова. Но Лавренюк все продолжал и продолжал работать – проходил первый, второй месяц работы нового правительства, а Лавренюк все так же оставался на должности. В сентябре нарыв лопнул – и из него посыпались множественные заявления и обращения лидеров мнений, транспортных экспертов, руководств портов и любого другого логистического бизнеса (среди имен, например, ТИС, Рисоил, ПО Маритим – крупные компании, которые на украинском рынке далеко не пустой звук). Все эти обращения содержали одно требование: не допустить, чтобы Лавренюк остался на должности.
Причин этому очень много. Лавренюк занимался управлением всеми госпредприятиями, подчиняющимися МИУ – например, Администрацией морских портов (которая, в свою очередь, управляет активами более чем на 20 млрд грн.) или Украэрорухом (весьма известная контора, фактически – монополист навигационных услуг в авиационной области, по которой НАБУ совсем недавно озвучило подозрения в отмывании 400 млн грн. должностными лицами – операция, которую без санкции замминистра, отвечающего за управление компанией, никто бы точно не провел). Все коррупционные скандалы в этой отрасли были фактически связаны именно с Лавренюком – потому что это была его сфера ответственности. Вокруг госпредприятий, естественно, вырастали коррупционные пристройки: например, в среде украинских моряков хорошо знают о возникшей в последние годы проблемы с дипломированием и аттестацией – в Одессе от них прямым текстом требовали поборы, и возможности просто честно сдать экзамен не было. В письмах от участников рынка значилось еще много «достижений» Лавренюка. Но месяц правительство молчало и никакой обратной связи не было.
Благо, в четверг сам Лавренюк в ФБ написал, что он улепетывает из МИУ якобы по своему решению. Странно, конечно – почему никакой публичной коммуникации от МИУ и КМУ? Выходит, если бы Лавренюк сам не ушел – никто бы не был против продлить его каденцию? И за этой новостью летит следующая, буквально через пару дней (вчера, в субботу, если быть точной): Лавренюка отправят в ГПУ, и, возможно, даже замом генпрокурора.
К чему я это все вела? Я много слежу за государственной политикой в сфере инфраструктуры и логистики. И, конечно, положительные сигналы от правительства непременно нужно запоминать и декларировать их появление: новая программа в области инфраструктуры в целом неплоха (о ее недостатках я писала раньше вот здесь https://site.ua/anna.alisimenko/23179-o-novoy-tran...), Криклий говорит умные вещи о том, что гиперлуп – это сказка, не соответствующая украинским реалиям, или о том, что нужно как можно больше проектов переводить на концессию, причем не ограничиваться исключительно дорогами. Но когда правительство дает правильные и открытые сигналы в стратегии, а в тактике для достижения поставленных целей использует откровенно коррупционных и одиозных должностных лиц – это провал, совершенный провал. И история с Лавренюком, которого собираются все же пристроить на тепленькую должность, дабы он и дальше мог находить для себя возможности коррупционным путем зарабатывать хлеб насущный – чрезвычайно показательна. Показательно и молчание правительства вместе с министром в ответ на множественные стенания бизнеса: их это не волнует, они прекрасно понимают, что благодаря рекордному уровню поддержки на выборах они получают карт-бланш на все, в том числе – на продление полномочий старых коррупционеров или усадку в кресла новых. Так зачем тогда давать какую-то обратную связь?
И ситуация с Лавренюком постепенно повторяется во всех ведомствах и отраслях. Назначение Авакова с попытками хоть как-то убедить избирателей в нормальности такого шага – чем не пример? Богдан, который оказался замешан и в оффшорных скандалах, и в помощи Газпрому в судах против Украины – чем не пример? Хорошковский, который, как оказалось, недавно начал «консультировать» Нефьодова во главе таможни, пока еще, слава Богу, не получив официальных полномочий – тоже вполне ложится в канву «это сукин сын, но это наш сукин сын». Целый сонм советников Скалецкой с просто убийственно негативным бэкграундом, представитель КМУ в Раде Верещук с медалью от Януковича и связями с Медведчуком, назначение замом Богдана друга и союзника экс-регионалов Смирнова, увольнение Горбатюка и Донского из ГПУ (прокуроров, едва ли не наибольший кредит доверия имевших среди всего состава ведомства) в обмен на вероятное назначение Лавренюка – это все демонстрирует желание сохранить все ту же коррупционно-квотную систему, где людей назначают потому, что они «от Арсенборисыча». А это ничем хорошим не заканчивается. И уж тем более не закончится в логистике – где пара плохих сигналов способна отвадить буквально половину рынка и рабочей силы, которой будет проще прикрепиться где-нибудь в Израиле.