Все политики — будь то старые или новые — любят нам рассказывать о «борьбе с коррупцией» во всех отраслях. А я хочу поговорить о коррупционных предпосылках и схемах. В данном случае — на примере проезда в общественном транспорте.

Во всех странах мира с более высоким уровнем жизни, чем в Украине, при проезде в общественном транспорте (в наземном или метро) есть персональный чек. Он имеет номер, время и дату пробития (оплаты за проезд).

Если это наземный транспорт, вы покупаете чек, и при посадке в автобус водитель пробивает его через кассовый аппарат. Стоимость проезда в метрополитене в некоторых странах фиксированная, в других тарификация зависит от количества станций или покупаемых поездок. Но, повторюсь, везде есть персональный чек, который легко можно идентифицировать.

У нас в Украине в маршрутках персонального чека нет, в автобусах и троллейбусах его тоже нет. В метро в Харькове и Киеве частично есть проездные. Но в целом нет персонального чека: жетон не идентифицируется. И это конкретно вопрос коррупции. Как мы можем определить: бабушка продала через кассу 10, 50 или 100 жетонов? У нас в метро основная масса — «безликие» пассажиры, едущие за жетоны.

Но если в метро еще хоть как-то примерно можно это фиксировать (молчу про продажу «по одному жетону в одни руки» и нереальные очереди), то водителей маршруток не контролирует вообще никто. Контролеров в троллейбусах тоже никто не контролирует. Сколько билетов было продано, какие из них закомпостированы, а какие — нет?

Или вот вам вопрос. Как так получается, что стоимость проезда в метрополитене Киева и Харькова на сегодня абсолютно одинаковая? При том, что население Харькова по численности, грубо говоря, в три раза меньше населения Киева (по неофициальным данным, в Харькове проживает 1,5 млн человек, тогда как в Киеве — 4 млн). Причем, в Харькове цену до 8 грн подняли лишь в текущем году. А наземный электротранспорт в Харькове до сих пор на 2 грн дешевле!

Это все — обычная коррупционная схема, которую почему-то многие годы «не замечали» старые власти. Но, как ни странно, «новые» политики, которые сейчас приходят к власти, тоже об этом молчат. Видимо, всем просто очень нужны наличные деньги. Все это мы видим, но за 28 лет независимости страны так и не начали тарифицировать проезд в общественном транспорте. Хотя его тарифицирует весь мир, кроме нас.