Когда смотришь на понятие «Минимальная заработная плата», совершенно очевидны три вещи:
1. Минимальная зарплата не является мерилом минимального дохода, позволяющего жить, а, скорее, позволяющего выживать.
Про издевательское понятие «минимальный прожиточный минимум» (2920 грн) вообще упоминать не буду.
Реальная минимальная сумма дохода на самостоятельно живущего в городе человека в три раза выше.
2. Минимальная зарплата служит в этой стране инструментом политиков по повышению лояльности маргинальной части электората (т.е. не разумеющих что происходит), а так же, параллельно, прессом, выдавливающем из белого и полубелого бизнеса дополнительные отчисления в дырявый бюджет.
Процесс очередного повышения запускается, как правило, в периоды пошатнувшегося рейтинга проваливших свои задания текущих политиков, и заканчивается в момент начала новой каденции.
3. Все субъектные участники этого печального процесса понимают, что Минимальная зарплата — это, почти всегда, лишь официальная часть реальной заработной платы, которую получает сотрудник.
Ибо кто в здравом уме, ведя деятельность в стране со слаборазвитой экономикой, низкой монетизацией рынка и нижайшей покупательной способностью потребителей, будет платить белые зарплаты имея налоговую нагрузку 45%, а если считать от «суммы на руки», то больше 50%!
И выходит такой себе триптих: Лицемерие, Подлость и Хитрость.
И как подтверждение вышесказанного недавние новости: «Уряд збирається зібрати більше податків».
Есть ли выход из этого замкнутого круга?
Конечно есть, и он так же очевиден.
Что стоило бы сделать сейчас:
- Ввести единый налог на заработную плату в размере 20% + военный сбор. Что бы обналить на выплату з/п стало бессмысленно.
При этом, в силу деактуализации вышеописанной связки «выгода-риск», объем реальной налоговой базы возрастет в разы и, в скором времени, не только перекроет временный провал поступлений в бюджет, но и существенно превысит текущий уровень наполнения казны.
Через год сделать налоговым агентом нанятого сотрудника.
Механизм отчисления перенести на уровень взаимоотношения гражданин-банк, когда банк, по поручению гражданина, перечисляет заданный % в бюджет с пришедших средств на з/п карту.
Как бонус такого подхода- «население» станет гражданами и начнет понимать и интересоваться, что оно платят и куда это расходуется.