Экономическая политика нового правительства в отношении малого и среднего бизнеса, остается по прежнему такой, которая не способствует развитию и росту, а напротив, направлена на подавление деловой активности.
Данная политика осложняется еще тем, что Украина находится на этапе выхода из затянувшегося тяжелого экономического кризиса, с серьезной потерей в промышленном производстве и утратой рабочей силы и части территорий.
При этом, проблематика субъектов малого и среднего бизнеса хорошо известна.
У ФОП (микро/малого бизнеса)- это всеобщая фискализация, при которой происходит существенное усложнение администрирования, с повышением издержек и рисков.
У компаний-юридических лиц, сложности продолжает создавать Система блокировки налоговых накладных, Депонирование на НДС счетах, переданные «по наследству» от предидущего правительства Порошенко, к чему «новые лица» прибавили новы штрафы с дополнительным усложнением в ведении учета и отчетности.
Простая математика расчета дохода/расхода большинства малых компаний, показывает, что работая в рамках действующего Налогового кодекса, компании, по итогу всех выплат, будут работать без прибыли.
Высокая налоговая нагрузка, сложное администрирование, высокая учетная ставка (дорогие кредиты), вместе с постоянным давлением контролирующих органов всех мастей, к которым из прошлой «политической итерации» добавились «проверки по труду» и которое укрепилось за счет расширения возможностей контролеров, одновременно со снятием ответственности с последних, привели экономику страны к достаточно печальным результатам:
- 1,3 млн человек покинули страну, уехав на заработки за рубеж (а выехала самая молодая и активная часть общества)
- индекс промышленного производства 97,8% (падает уже на протяжении 7 лет)
- темп роста ВВП в 2018 г. составил 3,3% (показатель, по сути, на уровне стат. погрешности)
- ВВП на душу населения $9283 по данным МВФ 2018 г. (для сравнения, в Польше $31938)
Украинская экономика по прежнему остается сырьевой, с вытекающей от сюда чувствительностью к изменению цен на внешних рынках.
Выдвигаемые чиновниками очередные «стратегии развития», представляют из себя муляж стрелки, указывающей общее направление, без трезвого анализа текущей ситуации, без разработки реального пошагового плана действий и понимания за счет каких ресурсов будет производится достижении промежуточных целей и что необходимо будет делать, в случае отклонения от сценария.
Заявленные 40% роста ВВП, на фоне слабой технологической оснащенности отечественных предприятий, низкой капиталовооруженности и низкой платежеспособностью внутри страны, делает данный заявленный показатель фактически не достижимым.
Так же стоит упомянуть, что возможность рассчитаться с кредиторами в рамках раздутого «пузыря ОВГЗ», появится лишь при росте экономики более 7% в год, что слабо коррелирует с текущим темпом роста.
При этом, в стране происходит так называемая корпоратизация экономики, когда крупный бизнес продолжает получать зеленый свет и укрепляет свои позиции, в то время как на малый бизнес ложится все бремя «трешевого» налогового законодательства, и как следствие, крупными компаниями с рынка выжимаются более мелкие конкуренты.
Переходя от анализа проблематики к решениям, стоит начать с главного.
Концепция экономической политики на ближайшие 10 лет должна заключаться в следующем тезисе- в Украине должно быть выгодно вести бизнес.
Решения на каждом уровне субъектов так же ясны и реальны в своей реализации.
Источники контрабанды, которыми за частую являются оптовые площадки «7 Километр», «Барабашево» и т.д. наполняются товарами, попавшими на территорию нашей страны через многочисленные «дыры» на границе. Следовательно, никакие кассовые аппараты не решат эту проблемы.
А значит детенизация в розничной торговле произойдет только после того, как будет налажена нормальная работа на таможнях пунктах.
И только тогда предприниматели-розничные торговцы, в большинстве своем, автоматически, по цепочке, начнут торговать легальным товаром, приобретенным на опте.
Что касается микробизнеса-самозанятых, то на 3-5 лет с них стоит полностью снять налоговую нагрузку, оставив их в покое и дав возможность развиться до сровняетесь средних компаний, т.к. конкурентная среда и законы рынка сами сделают свое дело, и количество перейдет в качество- в более высокий уровень организации.
Проблема отсутствия роста в среде среднего бизнеса, а таковым в Украине стоит называть компании-юридические лица, которые ведут системную работу, независимо от количества сотрудников и оборота, решаются, в первую очередь за счет снижения налоговой нагрузки, в т.ч. и на фонд оплаты труда, с отменой вышеупомянутых Депонирования и Системы блокировки, устранения функции экономических проверок у СБУ, Нацполиции, отмены карательных «проверок по труду» ликвидацией Налоговой милиции, с передачей функции последней в Национальное бюро финансовых расследований, которое будет заниматься расследованиями фактов ухода от налогообложения по принципу «От большего к меньшему».
Крупные корпорации, ведущие хозяйственную деятельность в Украине, фактически легально используют офшоры, тем самым недоплачивая в казну существенные суммы (в сравнении с МСБ, это на порядок превышает то, что недоплачивает малый бизнес).
Введение Налога на выведенный капитал, с одновременным обязательным открытием всех конечных бенефициаров, так же укрепит фундамент, на котором начнет свой рост национальная экономика.
Относительно выехавшей рабочей силы.
Только создав условия, когда бизнес начнет создавать новые рабочие места, за чем, в свою очередь, последует увеличение заработных плат, повышение социального пакета и качества рабочих мест, граждане начнут возвращаться на родину.
Ведь не секрет для тех кто выехал и поработал некоторое время за рубежом, что заграница нас не любит, чужой социум не ждет, стоимость проживания на чужбине высока, а для достижения уровня жизни среднего украинского класса, за границей требуется значительно большие доходы.
Сфера услуг- кинотеатры, рестораны, всевозможные бытовые сервисы и т.д., в Украине развита значительно лучше и, что немаловажно, является на много доступней.
И в завершении, стоит отметить, что ключевым фактором-локомотивом экономического роста, должен стать инновационный подход.
В контексте экономики нашей страны- это создание локальных инновационных систем (локальных точек роста), где вновь образовывающиеся предприятия имеют высокотехнологичное оборудование, квалифицированных профильных сотрудников с актуальным образованием (полученных в среде), сопутствующую инфраструктуру, когда вся локальная экосистема способствует появлению новых инновативных (более полезных) товаров и услуг.
И этот подход нужно применять уже сейчас, т.к. пока мы топчемся на месте, мир бежит вперед со всех ног.