Традиционно, уровень безработици в Украине, согласно официальной статистики, относительно стабилен, с 2003 по 2019 гг. он колебался с 9,7 до 8,6% соответственно. На конец 1 кв. 2020 г., уровень безработицы среди населения трудоспособного возраста составила 8,9%.
При этом, данные статистики есть смысл ставить под сомнение, т.к. расчеты не учитывают безработных, не зарегистрированных в службе занятости, так же не учитываются случаи работы без официального трудоустройства.
Закончится лето, а это значит, что армия безработных пополнится людьми, вышедшими на рынок труда с временной занятости в сельхоз секторе и строительстве.
Согласно статистике, уровень средней з/п растет, с 7000 (в 2017 г.) до 12000 (в 2020 г.), при этом, с 2019 года наметился тренд, когда гражданам все сложнее найти рабочее место со средним уровнем оплаты.
Предприятия экономически обоснованно не могут увеличить фонд оплаты труда, соискатели, в свою очередь, не готовы идти работать на пониженную з/п.
А это означает, что экономика находится в плотном «замороженном» состоянии (спасибо в т.ч. и НБУ за бездумное таргетирование инфляции), и даже «условно доступные деньги 5-7-9%» не способны сейчас сколь нибудь существенно сдвинуть ситуацию и повлиять на деловую активность.
Текущий Камин продолжает метаться в попытках исправить положение, при этом в Правительстве продолжают рождаться дикие идеи, по типу Проверок предприятия при несоответствии объемов продаж численности сотрудников (и это после выхолащивания карантином), а Гоструда с 1 сентября собирается во всю пользоваться своим правом без предупреждения проверять бизнес.
А текущая агонизирующая концепция «Выжать из бизнеса еще больше», через повышение минимальной з/п, не смущает ни Президента, ни Кабмин, своей бесперспективностью и разрушительностью.
Что делать?
Совершенно очевидно, что главным тезисом сейчас доложен стать — Создание условий для роста рабочих мест.
Но, в текущем положении, сделать это уже не так просто, в силу широкого ряда причин, в числе которых и окончательно истощившиеся оборотные средства компаний, и ослабшая покупательная способность с отложенным потребительским спросом, и низкая монетизация рынка, падение мировой экономики, и негативное для экспортеров укрепление гривны.
При этом, выдвигаемые Правительством программы, где государство рассматривается как основной драйвер-работодатель (дорожные строители), являются не лучшим решением, в силу того, что влекут за собой увеличение государственных расходов, а значит будут сокращаться инвестиции.
Текущая критическая ситуация требует и соответствующих решений, и полумеры здесь неэффективны.
Принципиально новый Налоговый кодекс с сокращением и дифференцированием (по прогрессивному методу) ставок основных налогов.
Упразднение Систем блокировки налоговых накладных и Депонирования на НДС счетах.
Освобождение минимальной з/п от налоговой нагрузки, с внедрением единого налога на фонд оплаты труда в размере 20%.
Введение 3-х летнего моратория на все проверки предприятий малого и среднего бизнеса.
Во главу угла должен стать тот (ТОВ, ФОП, самозанятый), кто создает рабочие места.
С глобальной точки зрения, коронавирус стал «катализатором» перехода мира к новому технологическому укладу (биоинженерия, виртуальное пространство), и все, что не трансформируется и не будет соответствовать, рано или поздно уйдет, как ушла конная тяга и паровые двигатели.
В контексте этого эволюционного процесса, Украине нужно смотреть на проблему глубже и начать создавать условия для формирования Региональных инновационных систем, которые, в свою очередь, объединятся в единую Национальную инновационную систему.
В противном случае: продолжение роста социального напряжения и ухудшение криминогенной обстановки, что неминуемо приведет к очередной некультурной смене власти, которая, как уже показала история, не решает основной вопрос- рост благосостояния граждан и укрепление безопасности в стране.