Некогда, примерно 7 тысяч лет назад, где-то между Дамаском и Вавилоном, под давлением накопленных излишков продукции, распался первобытно-общинный строй. И с тех самых пор в мире существует неравенство. Формы такого неравенства были разными, но еще ни у кого не получалось от него избавиться полностью. Даже пламенные борцы с неравенством, коммунисты, только лишь скрыли его под вуалью льгот, магазинов «Березка» и правительственных дач.
Хотя неравенство заложено в самой природе социальной иерархии, его формы со временем меняются. Для рабовладельческого и феодального общества было характерно личное неравенство. Во времена античности раб (лат. servus) приравнивался к вещи и вообще не имел каких-либо прав. Положение средневекового крепостного было немногим лучше: он все же считался человеком (благотворное влияние христианства), что не мешало продавать его вместе с землей другому феодалу.
Великая французская революция отменила феодальные привилегии. «Люди рождаются и пребывают свободными и равными в правах» — этими словами начинается первая статья Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Однако никуда не делось неравенство имущественное. Да, у сына крестьянина из Вандеи и сына парижского банкира теперь были равные права. Вот только в Сорбонну сможет поступить тот из них, у кого были деньги нанять учителя и научиться читать. Догадайтесь, кто это будет: наш бедный крестьянский сын или отпрыск владельца банка?
Декларация прав человека и гражданина отменила имущественные привилегии. Но настоящая борьба за равенство только начиналась.
Реакцией на имущественное неравенство стал социализм. Бесплатная медицина и бесплатное образование, помощь социально незащищенным слоям населения, борьба с бедностью — все эти достижения социализма и социал-демократии призваны были создать не только общество равенства прав, но и равенства возможностей.
Есть ли такое равенство возможностей в современной Франции? В эталонном виде — нет, но равных возможностей там едва ли не больше, чем где-либо еще в мире. Бесплатное высшее образование, активно функционирующие профсоюзы, нормированный рабочий день, система минимальных заработных плат и высокие пособия по безработице — об этих достижениях могли бы только мечтать социалисты прошлого. Только мечтать о таком остается, к сожалению, и нашим гражданам.
Желтые вандалы громят магазины и поджигают автомобили. Сравнение напрашивается само собой: во время Революции 2014 года в Украине, прямо на Майдане спокойно работали магазины и торговые центры.
Так почему же на улицы парижских городов выходят «желтые жилеты»? Чем недовольны тысячи «униженных и оскорбленных»? Ответ на этот вопрос неприятен, но до боли прост: «желтые жилеты» — завистливые неудачники, которые не воспользовались возможностями французского общества. Это не борцы против системы (они не хотят, да и не умеют ее совершенствовать) и не романтики, мечтающие изменить мир, как его меняли бастующие студенты Сорбонны в 1968. Это современные «шариковы», предел мечтаний которых — поджечь автомобиль подороже и разбить витрину магазина покрасивее.
«Желтые жилеты» проиграют. Как ранее проиграло движение «Захвати Уолл-Стрит». Отсутствие позитивной программы действий неизбежно приведет к постепенному затуханию и деградации протеста. Можно, конечно, искать в этих протестах руку США или России, но мы имеем дело с обыкновенным коктейлем из человеческой глупости, инфантилизма и зависти. А для нас всех это еще один урок, что даже в самом развитом обществе периодически накапливается критическая масса деструктивных элементов и происходит социальный взрыв популизма и безумия. Впрочем, основу европейской экономической системы этот взрыв не заденет, а желтые жилеты в домах небогатых французов будут отсвечивать ярким и бессодержательным напоминанием о днях их бурной молодости.
__________________________________________________
Нравятся дайджесты и аналитика от Каракума? Подписывайся на телеграм-канал https://t.me/etokarakum чтобы ничего не пропустить!