Как реформировать налог на добавленную стоимость, снизив налоговую нагрузку, уменьшив «приз» за тенизацию налогов и, одновременно, усилив внутреннее производство, не нарушая требований ВТО.
 
Очень много всего в одном флаконе, но постараюсь объяснить.
 
Помню, как один знакомый аудитор сказал мне очень точную фразу:
«В Украине, НДС — это налог на труд и амортизацию».
 
Действительно, продавая товар, вы начисляете на его сумму налоговые обязательства по НДС в размере 20%.
 
Но на купленные товарно-материальные ценности, энергию, у вас есть входящий налоговый кредит.
НДС к уплате определяется как разница между налоговым кредитом и налоговыми обязательствами.
 
Услышав ту саму фразу аудитора, я подумал: «значит, НДС в наших условиях угнетает труд и капитальные инвестиции».
 
То есть страдают наукоемкие, трудоемкие и капиталоемкие отрасли. В общем, вся сложная экономика.
Но на сумму капитальных инвестиций хотя бы формируется с запасом", налоговый кредит.
 
Как показывает практика, например, при строительстве офисного центра, его хватает лет на пять, чтобы не платить НДС в бюджет.
А вот компании с большим фондом зарплаты, страдают больше всего: оплата труда входит в себестоимость без налогового кредита по НДС, то есть приходится платить 20%.
 
Таким образом, суммарный налог на труд у нас не 41,5% (18% — подоходный налог; 22% — ЕСВ; 1,5% — военный сбор), а более 60%, так как нужно будет уплатить еще и НДС в размере 20%.
 
Именно поэтому, те же айтишники переходят или в ДияСити, или создают конгломераты фоп-ов, уплачивая единый налог.
Главная цель — избежать уплату НДС на сумму услуг.
 
В промышленности, подобная система налогообложения приводит к тотальной деиндустриализации и засилью импортных товаров.
Наукоемкие и трудоемкие отрасли у нас не выживают.
А собственники предприятий легкой промышленности мечтают "убрать НДС".
 
Какой может быть в данном случае выход?
 
Исключить фонд оплаты труда и налогооблагаемой базы по уплате НДС.
То есть, налог начисляется: себестоимость + прибыль — фонд оплаты труда.
 
Что мы выигрываем?
 
Например, предприятие производит некий товар на сумму 90 единиц.
60 единиц — фонд оплаты труда, а 30 единиц — -материальные затраты, 30 — прибыль.
Общая себестоимость + прибыль = 120.
Сегодня такая компания должна уплатить НДС: (120/6) — (30/6) = 20-5 = 15.
 
В моем варианте, компания заплатит: (60/6 ) — (30/6) = 10 — 5 = 5.
 
Чем выгодна такая система?
 
1. Снижение налоговой нагрузки на труд, стимулирование развития наукоемких и трудоемких отраслей экономики.
 
2. Детенизация фонда заработной платы — становится выгодно показывать реальный фонд оплаты труда, особенно, если снизить и другие налоги на труд (ЕСВ, подоходный).
 
3. Национальный производитель выигрывает конкуренцию у иностранного: с импорта придется заплатить полную ставку НДС, а с внутреннего производства за минусом фонда оплаты труда.
 
4. Снижается теневой приз "за тенизацию налогов". Если платишь НДС не 15 единиц, как в указанном выше примере, а всего лишь 5, то заморачиваться на схематозе не будешь.
 
5. Такой стимул по поддержке национального производителя, обходит все ограничения ВТО, соглашений свободной торговли и другие международные обязательства.
 
Почему такие изменение сейчас будет трудно провести?
 
Они нарушают интересы тех самых импортеров, в внутренний производитель сейчас крайне слаб для поддержки подобных идей.
 
Так что я ложу эту идею в свою копилку будущей налоговой революции, где уже "лежат":
 
- идея освобождения микропредпринимательства от налогов;
 
- идея снижения налогов на труд путем введения единого кумулятивного налога вместо существующих трех;
 
- идея экспортных сырьевых пошлин и отмена возмещения НДС для экспортеров сырья (с направлением высвободившихся ресурсов в Национальный резервный фонд);
 
- идея самостоятельной платы украинцами налогов на доходы с широким налоговым вычетом (на ипотеку, обучение, лечение и т.д.).
Будем искать политическую силу, которая возьмет эти идеи "на флаг" ...