Знаете, меня в свое время просто поразил процесс утверждения лептонной диссертации на коллегии министерства образования и того, что осталось от науки. Буквально после нескольких фраз министра все встало на свои места, и отпали любые вопросы. Как мне кажется, изложенная тогда концепция очень хорошо описывается фразой «истина — это то, что написано в справке, а справки выдает министерство». Абсолютно логичная и завершенная картина мира, в которой министерство еще и грифы выдает на школьные учебники. Это одна из главнейших его компетенций. Именно за такие очень простые, но в то же время очень важные компетенции мы любим и ценим наше министерство.
Так вот, пришлось мне недавно ребенку объяснять, как решается задачка по математике из школьного учебника. Задачка проблемная. Ее (точнее, моя) проблема в том, что такой задачи в учебнике быть не должно от слова «совсем». Не то чтобы задача была неправильная. Она правильная, но при определенных обстоятельствах. И как вы понимаете, про эти обстоятельства в учебнике ни слова. И что делать? Если объяснять «как надо» — можно навсегда отбить у ребенка желание заниматься математикой. Да и все равно он не поймет даже суть проблемы. Короче, минут тридцать ушло только на то, чтобы придумать, как объяснить хотя бы в общих чертах. Как-то получилось. Но вывод печальный: чтобы ребенок сам мог решать такие задачи, у него должна быть развита компетенция «тяп-ляп».
Но вернемся к совершенной картине мира. Если в работе есть «прокол», то кто-то за него должен заплатить. Платим, понятно, мы. А сколько? Какова цена одной неправильной задачи в учебнике по математике? Попробуем оценить.
Есть такое понятие, как «вмененные издержки» — это та прибыль, которую можно было бы получить, если бы не... Предположим, в учебнике имеется некорректная (назовем это так) задача. Родитель объясняет, как ее решать (или ищет решение задачи в интернете). Пускай в среднем у среднестатистического родителя на это уходит 1 час времени. Это время, потраченное, вместо отдыха, на работу. Это именно работа, а не родительский долг по воспитанию ребенка, — воспитывать ребенка и так придется, а тут «шунтируется» министерский «залет». То есть родитель заново выполняет работу, которая была уже оплачена министерству из бюджета (то есть за счет родителя). Минимальная зарплата — 3200 грн/мес. В месяце 25 рабочих дней по 8 часов. Всего 200 часов. Минимальная стоимость часа работы получается 16 гривен. Столько «тратит» родитель одного ребенка. У нас каждый год выпускается несколько сот тысяч учеников. Пускай в одном классе по всей стране учится 100 тысяч учеников. Умножаем 16 на 100 000, получаем 1 миллион 600 тысяч. Итак, каждый год 1 миллион 600 тысяч гривен страна тратит из-за одной!!! неправильной задачи, которую «не увидело» министерство. Не одноразово, а каждый год!!! Чтобы компенсировать такие ежегодные выплаты, нам пришлось бы положить в банк под 10% годовых (и это очень хорошие проценты) сумму в 16 миллионов гривен. А если в одном учебнике не одна, а 10 «некорректных» задач (скромная оценка) — то уже получается 160 миллионов. Осталось умножить на количество лет обучения и количество предметов. После этого вопрос останется лишь один. А достаточно ли мы богатая страна, чтобы содержать такое министерство с такими компетенциями?