Некоторые выводы о ситуации спустя полтора месяца после перехода на дистанционное обучение высших учебных заведений.

Использование цифровых инструментов. С началом дистанционного образования большая часть преподавателей ушла в привычные мессенджеры, использование образовательных платформ происходило единицами. Тому было несколько причин: ожидание скорого окончания карантина и возвращения к обычному обучению; не умение использовать современный цифровой инструментарий для образовательных целей. Надо отметить, что после принятия неизбежности продления карантина, второй вопрос молодыми преподавателями в общем и целом был решен довольно быстро. Шустро нашлись те, кто начал проводить вебинары, лекции в Зум и получать работы в Гугл класс, Мудл и т.д..Эта какофония платформ безумно неудобна и съедает много продуктивного времени как у преподавателей, так и студентов — ибо каждому необходимо загрузить работу в удобный для него цифровой инструмент.
Вывод: ВУЗам стоит крепко подумать об универсальных цифровых инструментах.

Правила общения. Преподаватель, равно как студент не понимает что дистанционное образование не подразумевает «нон-стоп» общения. Отсылки заданий после полуночи, решение вопросов в 2 ночи о времени проведении следующей лекции — противоречит правилам поведения воспитанного человека. Это относится к сожалению ко всем — и преподавателям, и студентам. Определенное амикошонство вошло в привычку и теперь вызывает гнев, в случае если одна из сторон игнорирует сообщения в не рабочее время или в выходные дни. Конечно мы не рассматриваем случаи форс-мажора, но откровенно говоря и под этими случаями зачастую скрывается плохой тайм-менеджмент одной из сторон.
Вывод: донести простые «заповеди» до преподавателей и студентов, что-то вроде: Наличие приветствия при обращении в письменной форме; Рабочим вопросам —рабочее время. Список можно продолжить, но смысл, полагаю, ясен.

Объем материала. Многие студенты отметили что его стало больше по сравнению с оффлайновым живым общением. Это понятно. Теперь студент не слушает лекцию, а читает ее (конечно это не относится к лекциям в Зум, Скайп и пр). А если учесть, что общий уровень «лонг-ридного» чтения сполз к плинтусу, то ожидаемым будет факт того, что среднестатистический студент не может быстро прочитать и понять (!) материалы по всем дисциплинам, которые ему читают.
Вывод: перейти в видео-формат лекций + дублирование материала для чтения

Качество материала. Качество не падает, если оно есть. Если же лекции проводились в разговорах о жизни, то дистанционка еще раз подтвердила несостоятельность некоторых преподавателей. Изречение Архилоха, древнегреческого поэта, которое используют Армейские подразделения США гласит: «В критической ситуации мы не поднимемся до уровня своих ожиданий, а упадем до уровня своей подготовки» "We don"t rise to the level of our expectations, we fall to the level of our training" – Archilochos.
Вторая сторона качества материала — его сложность. Всегда есть материал, который изложен грамотно, но оттого требует усилий для его глубинного понимания. И в данном случае, вышеприведенная пословица, направлена на студента — если он не готов воспринимать сложную информацию, он не сможет оценить качество материала.
Вывод: в сложившейся ситуации необходим поиск золотой середины, в будущем — более жесткий отбор как преподавателей (читай – информации, которую он дает), так и студентов.

Технические специальности. Сильнее всех страдают на дистанционке технические специальности. Всегда. К техническим здесь отнесены все те, для которых необходимы лаборатории, специальные приборы, агрегаты, реактивы. Надо отметить, что это боль не только нашей страны. В той же Германии преподаватели приезжали в лаборатории, чтобы показать студентам как проводить эксперименты и ставить опыты. Но мы же понимаем, что смотреть видео о выпечке торта, не то самое что печь самому.
Вывод: принять неизбежность отсутствия практических навыков в нынешних условиях, адекватно оценить уровень знаний студентов на сессии и предоставить возможность восполнить проблемы после снятия карантина с возможным перезачетом.

Качество связи и дедлайны. В условиях разных возможностей участников образовательного процесса видится не логичным установка жестких регламентов. Назначить встречу (лекцию, экзамен, зачет) на время и сетовать что присутствует половина — недальновидность. Все подвержены перепадам электроэнергии, не безграничным возможностям провайдеров и собственных компьютеров, не говоря уже о бытовых условиях (рядом плачет сестра/брат или разыгрывается семейная сцена). То самое относится к включению камеры на компьютере при встречах онлайн: не все визуалы, не многим необходим контакт глаза-в-глаза чтобы понять информацию. Не все хотят, чтобы видели в каких условиях они живут. В конце концов стоит помнить о возможностях провайдеров и не забывать о личных свободах.
Вывод: придерживаться гибких, но графиков и мягких, но дедлайнов.

Мотивация. Давайте честно, первые недели для многих происходящее было шоком. Автору этих строк пришлось общаться со студентами, которые не могли "собраться" и начать работать. В семье никто не болел, семья обеспечена. Но моральное состояние людей не располагало к новым знаниям. Стоит не забывать, что в состоянии стресса человеческий организм блокирует функцию "любознательности", потому что стресс диктует организму быть готовым к выживанию. Образование для выживания не первично. И почему-то многие образованные люди об этом забыли или захотели забыть, и продолжили прессинг под лозунгом "Карантин — не каникулы". Преподаватель — это не столько голова, которая больше знает и извлекает из себя умные мысли, сколько: "люди — столпы, на которых стоят наши школы. Они <...> та нежная сила, которая раскрывает наши таланты" The Emperor"s Club. Это вовсе не означает, что надо проводить со студентами морально-психологические дискуссии, это удел профессионалов, но быть на голову выше и мудрее, придумать как сделать и им, и себе хорошо без ущерба образовательному процессу — это в силах преподавателя. Эту же ситуацию можно рассмотреть в контексте общения преподавателя и руководства, которому стоит не забывать о своем статусе, который так же должен подразумевать "и кнут, и пряник", и пряник должен быть по силе воздействия таким же вкусным, как кнут.
Вывод: оставаться открытым и учиться читать ситуации, стараться понять, а не навесить ярлык.

Напоследок. Дистанционка с одной стороны лишь подчеркнула проблемные вопросы оффлайн обучения и общения в целом, с другой — предоставила более удобные способы коммуникации группами. А если серьезно и позитивно — большая часть проблемных вопросов вполне устранима и зависит от каждого из нас.