590b522a3fd06.jpg

За минувшие пару-тройку лет «посыпались» многие компании, направления и целые отрасли, однако не интернет — торговля, которая не особо «сбоила» даже в кризисные годы. Направление e-trade стало трендовым и перспективно прибыльным, а отечественный рынок пополнился соответствующими законодательными актами, регулирующими ее. Появились профильные ассоциации и организации, с увлеченностью миссионеров, ассимилирующие новые знания, техники и технологии среди компаний. О реалиях, мифах и перспективах отечественного рынка интернет — торговли в исследовании Logistics Management Center.

Зачастую электронную торговлю (e-trade) называют общим e-commerce, что не корректно. Электронная коммерция понятие более широкое, чем электронная торговля (интернет — торговля), и подразумевает проведение финансовых транзакций торговых сделок при помощи электронных операций, а именно обмена данными (EDI), возможности оплаты электронными деньгами (e-cash), продвижения посредством электронного маркетинга (e-marketing), а также банкинг (e-banking), страховые услуги (e-insurance) и конечно саму электронную торговлю (e-trade).

Сложно говорить, какая компания первой запустила маховик электронной торговли, но уже в 1960 американские American Airlines и IBM совместно разработали систему резервирования мест на авиарейсы (SABRE, Semi-Automatic BusinessResearch Environment), а в 1995 году на электронный двигатель перешла торговля – стартовал проект eBay, завершивший первую сделку продажей лазерной указки за $14.

И хотя Украина занимает 58-е место среди 130 стран по наличию условий для развития электронной коммерции – доля проникновения интернет составляет не более 60%- потенциал есть и рост наблюдаем.

590b52aa835b7.jpg

В то же время в мире, среди наиболее перспективных рынков для развития интернет — торговли отмечают Азию (почти 50% пользователей интернет), Европу (17%), Латинскую Америку (10,7%) и Африку (9,4%).

590b61d74d44a.jpg

Что до роста e-trade в Украине, то его показатель составляет менее 1 % розничного товарооборота страны (по данным Государственной службы статистики Украины). Однако тренд положительный — рост интернет — торговли наблюдается в течение последних 10-ти лет и намного опережает показатели всех европейских стран (данные European B2C E-commerce https://rau.ua/analytics/rynok-e-commerce-ukrainy/).

590b61f031c08.jpg

«За прошлый год рост интернет — торговли в Украине, по данным EVO Group достиг 50%, в 2017-м ожидается – 30%», — уточняет Марина Черненко, генеральный директор Ukrainian Retail Association. Напомним, что группа компаний EVO– «мама» шести торговых площадок (prom.ua, bigl.ua, zakupki.prom.ua, kabanchik.ua, crafta.ua,goodini.ua), сайта для закупки товаров и услуг на тендерной основеrialto.ua, и активно развивает портал для продажи активов НБУ, ФГВФЛ и ФГИУProZorro.

В целом в мире наблюдаем аналогичную тенденцию. По данным Euromonitor, прогноз темпов роста продаж по каналам сбыта — традиционная розница vs интернет — торговля — ведет к увеличению последнего в общей структуре продаж.

590b62080e369.jpg

Однако, «полное замещение офф-лайн торговли в Украине невозможно по нескольким причинам, — полагает Марина Черненко, Ukrainian Retail Association. — Во-первых, очень мало украинцев готовы покупать продукты через интернет. Пример ряда операторов, запустивших возможность заказа продуктов через интернет, показывает, что количество заказчиков исчисляется десятками, а для самоокупаемости услуги необходимы тысячи. Во-вторых, многие потребители при выборе техники предпочитают ознакомиться с ее функционалом, подержать в руках, оценить удобство использования и так далее. Не исключено, что, сделав свой выбор, покупатель все равно закажет товар через интернет, но ознакомление с гаджетом произойдет в офф-лайне. Это же справедливо и для fashion-сегмента. Хотя торговля одеждой через интернет и развивается очень быстро, но многие потребители не откажутся от офф-лайновых покупок». Кроме того, есть ряд товаров (например, рецептурные лекарства, оружие), которые требуют лицензию при работе с ними.

Потому полного замещения интернетом традиционной торговли не произойдет. Но будет наблюдаться нишевость. Ян Ружичка, founder ELNINO.UA™: «Все хотят диверсифицировать риски и располагать товаром для широкого круга потребителей. Однако, я склонен полагать, что в этом вопросе важно найти нишу. Именно нишевые магазины будут востребованы. К примеру, никто в большом интернет-магазине не проконсультирует меня толково – нет такого количества персонала и времени. Но даже это второстепенно. Первично, что персонал крупного магазина не располагает знаниями об уникальных характеристиках товара, поскольку на одном продавце и электроника, и товары для животных. Потребителя же как раз интересует пред продажный сервис — консультация. Поэтому именно нишевые магазины смогут больше уделить внимания потребителю, предоставив уровневую консультацию».

Классификация площадок для интернет — торговли

Стремительный рост интернет — торговли вводит новый понятийный аппарат. Так, ставший ежегодным, конкурс украинских интернет-проектов E-Awards от Ukrainian E-commerce Expert, предлагает следующую классификацию площадок, занимающихся интернет — торговлей:

* интернет-супермаркет / мультиканальный ритейлер (более категорий 5 товаров);

* интернет-магазин (до 5 категорий товаров);

* маркетплейс (online e-commerce marketplace), прайс — агрегатор;

* доска объявлений, аукционы;


* В2В продукты для e-commerce (логистика, финансы, сервис) и тендерные площадки;

* Youtube канал e-commerce проекта;

* зарубежный интернет-магазин.

Однако, по мнению Марины Черненко, Ukrainian Retail Association, «разбитие магазинов на такие категории недопустимо и некорректно. В Украине маркетплейс часто сливается с интернет-супермаркетом (Rozetka.ua, 27.ua, f.ua), поэтому более корректна такая классификация:

- Интернет магазин (группы товаров узкой направленности (IT, моб связь и т.д.)

- Интернет супермаркеты

- Маркетплейсы и гибридные маркетплейсы

- Доски объявлений, интернет-аукционы

Все остальное, в том числе youtube, B2B сервисы, — не более чем рекламные площадки для вышеуказанных категорий».

С ним согласен Ян Ружичка, интернет-магазин ELNINO.UA™. По его словам, это не вполне корректная градация. «Можно согласиться с категорией интернет-супермаркет (мультиканальный ритейлер), яркий представитель которого Rozetka. Так же категория интернет-магазин – сюда можно отнести нишевые магазины (спортивные товары, вело-/мото-/ парфюмерия / косметика и т.д.) Однако понятие маркетплейс, прайс-агрегатор – не корректно относить к интернет — торговле. Это по сути канал распространения информации – такие ресурсы ничем не торгуют, содержат простое сравнение цен различных площадок, к примеру, Prom.ua. То же относительно Youtube каналов – это промоушн, но не продажа. Даже возможность создавать и продавать через магазины в FB большая интернет — торговля, чем Youtube».

Если кратко дать определения существующим бизнесовым терминам, то интернет-супермаркет, по аналогии с требованиями к супермаркетам оффлайновой торговли, прописанными в Государственных строительных нормах Украины, — это магазин самообслуживания в собственности единого продавца (компании) с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров более 5 тыс. позиций. Например, сайты супермаркетов Auchan, Metro, Novus.

Маркетплейс – электронная площадка, которая содержит предложения множества продавцов товаров и услуг с возможностью непосредственного завершения транзакции. Мировые примеры: Airbnb, Uber, PayPal, Ebay, DropBox, Amazon, Eventbrite. Гибридный маркетплейс — OLX.

Прайс — агрегатор — электронная площадка, которая «серфит» и размещает предложения других торговых площадок, что предоставляет покупателю возможность сравнительного анализа цен, способов доставки и т.д. Без возможности завершения транзакции, лишь ознакомление с предложениями и непосредственно переход на другие площадки для завершения сделки.

Доска объявлений – электронная площадка, аналог печатных справочников с информацией о компаниях и их предложениях по различным отраслям и направлениям деятельности.

Резюмировав, классифицируем площадки для интернет — торговли по:

Среди целевых групп потребителей, то наиболее распространены комбинации B2B, B2C, C2C.

С2С (customer-to-customer) или социальная коммерция – реализация продукции между конечными потребителями (Blablacar, Couchsurfing, Freelance.ua, Kabanchik.ua, zrk.in.ua, skrynya.ua, handmadeua.com.ua, cudesa.net, crafta.ua, uamade.com.ua, etsy.com, artfire.com, auto.ria, avtobazar.ua, market.lardi-trans.com).

B2C (business-to-customer) – реализация продукции юридическими лицами конечному потребителю (Aliexpress, Kupinatao, Amazon, Booking, kniga.biz.ua, Plato.ua).

B2B (business-to-business) – реализация продукции между компаниями – юр.лицами (Alibaba, TradeIndia.com, toboc.com, trade-seafood.com, made-in-china.com).

Кроме этого, развиваться дальше проекты B2B2С (business-to-business-to-customer) – как пример, fashop.com.ua, elephant.gollos.com.ua, odessika.com.ua, stylefashion.com.ua; G2B (government-to-business) – например площадки e-tender.ua, prozorro.gov.ua; G2C (government-to-customer) – сервисы для оплаты коммунальных платежей gioc.kiev.ua.

По виду продукции интернет-площадки могут быть представлены в таких тематических категориях:

— товары (Ebay, Google Play, Plato.ua);

— услуги (Uber, Airbnb, Couchsurfing);

- информация (Youtube, FB, Linkedin);

- инвестиции и краудфандинг (CircleUp, KickStarter).

По способу завершения транзакций:

- Online commerce. Все операции происходят в онлайн. В качестве примера, продажа и получение электронных билетов.

Стоит заметить, что законодательством Украины не определен ни один из данных терминов. В отличие от США, где еще в 1990 — начале 2000-х гг появились нормативные акты, регулирующие деятельность данного сектора экономики, Украина соответствующий закон приняла лишь в 2015 году – ЗУ «Об электронной коммерции». В Законе употребляются термины: электронная коммерция, электронная торговля, электронная форма предоставления информации, информационные электронные услуги, реализация товаров дистанционным способом и интернет-магазин. Последний означает способ для предоставления или реализации товаров, работ или услуг путем осуществления электронной сделки. Каких-либо иных терминов Закон не предусматривает. Потому данная классификация лишь бизнесовый вариант упорядочивания площадок в сегменте интернет — торговли.

E-trade & Logistics

На сегодняшний момент, наиболее популярными ресурсами для заказов у потребителей есть: Rozetka, OLX, Aliexpress. В то же время, в категории «другое» попали Ашан, kidstaff, klubok, Amoreshop, Цитрус, gearbest.com, banggood.com, Pethouse, To houm, Momondo, E-zoo, hotline.ua, Parfums.ua, Rainair, intimo.com.ua, Wish, Vkontakte, FB.

590b622706372.jpg

Стоит отметить, что в данном случае речь идет именно о популярности площадок, то есть о ее узнаваемости. Потому большое значение имеет промо- поддержка площадки и вовсе не подтверждает ее лидирующие позиции по ширине-глубине ассортимента, качества товаров и предоставленных услугах.

Среди популярных товаров преобладают категории: мобильные аксессуары, зарядные устройства; косметика и парфюмерия; мобильные телефоны/смартфоны; одежда; бытовая техника. Полученные данные подтверждают данные иных исследований, которые проводят как независимые агентства, так и торговые площадки.

590b62426b4ca.jpg

Как правило категории одежда и обувь размещены в каталогах интернет-магазинов под одной плашкой. Однако по данным опроса можно видеть насколько велик разрыв предпочтений покупки между одеждой (28,7%) и обувью (11,3%). В то же время, сейчас созданы все предпосылки, чтобы этот разрыв уменьшить. С недавнего времени для реализации обуви через интернет магазины предлагают сервис — карта ноги клиента, при наличии которой упрощается подбор обуви с учетом анатомии ноги, полноты и других предпочтений клиента.

Не последним вопросом при осуществлении покупки в интернет-магазине есть доставка. Ян Ружичка, ELNINO.UA™:«Потребитель крайне чувствителен к вариантам доставки и ее стоимости. И естественно, что наличие различных вариантов хороший козырь для магазина. Однако, это означает либо собственную службу доставки, либо договоры с курьерскими службами. И то, и другое сопряжено с рядом рисков. На свою службу вы можете влиять моральным или материальным способами, на контрактную работу с курьерскими компаниями только в рамках договорных отношений, плюс отсутствие контроля по качеству доставки. На сегодняшний день в Украине не развиты различные сервисы доставки. По сути монополию держит Новая почта".

Это подтверждают полученные данные. Из указанных вариантов доставки, чаще всего предпочитают доставку компании Новая почта (66,9% респондентов), курьерку – 38,8% и прибегают к самовывозу 36,9% опрошенных. В категории "другое" выделили компанию Delivery.

590b62618a39e.jpg

К сожалению действительно популярные в Европе способы доставки в почтоматы в Украине пока не прижились. Хотя правды ради стоит отметить, что, например, в Чехии этот способ доставки так же не пользуется спросом, в отличие от Германии. По словам Марины Черненко, Ukrainian Retail Association, дело в том, что бич всех интернет-магазинов – это возврат товара, и если в случае с курьерской доставкой клиент сразу может проверить работоспособность, соответствие описанию и комплектность товара (а в случае с одеждой – еще и примерить), то с почтоматами это невозможно. И если товар оказывается неисправным или некомплектным, то потребитель теряет время и деньги на возврат или замену покупки.

И курьерская доставка, и почтоматы, и парсел-шопы – это доставка, относящаяся к логистике последней мили, не трансграничная. "И стоит сказать, что проблема "последней мили" в большей степени актуальна для небольших городов и сел, где низкий уровень проникновения современных логистических компаний, — уточняет Марина Черненко. Ukrainian Retail Association — Впрочем, начавшаяся реформа Укрпочты и расширение списка предоставляемых услуг дают надежду, что у Новой почты и других служб доставки вскоре появится достойный конкурент с тысячами отделений по всей Украине, в том числе и на периферии".

Улучшение качества логистики последней мили будет провоцировать дальнейшее развитие интернет – торговли: 34% опрошенных респондентов еще не стали заядлыми онлайн потребителями. Треть – это хороший ломоть пирога интернет — торговли.

Надо отметить, что если "в части экспортно-импортных операций не способствуют развитию e-trade вопросы законодательства, таможни, реестра интеллектуальной собственности, то на внутри государственном уровне – это вопросы подготовленности потребителя", — полагает Ян Ружичка. По сути покупка через интернет еще не вошла в привычку для большинства населения страны.

Наиболее активными участниками e-trade по-прежнему остаются женщины.

А средний возраст интернет потребителя составляет 17 – 45 лет.

Перспективы рынка

Переход на мультиканальность крупных ритейл-операторов и производственных компаний, как следствие развитие фулфилмент услуг логистических операторов и способов доставки операторов последней мили.

Процесс дигитализации интернет — торговли в частности и электронной торговли в целом, как следствие дальнейшее развитие mobile commerce – приобретение продукции посредством мобильных гаджетов. Ян Ружичка, ELNINO.UA™: "Уже сейчас крупные оффлайновые магазины предлагают вариант заказа через сайт, а многие создали приложения для мобильных. Однако, дигитализацию могут себе позволить не многие. Дело в том, что стоимость разработки приложения в пределах 10 – 20 000 у.е. Плюс надо не забывать и о его раскрутке и техподдержке. Поэтому малый, средний бизнес не может себе это позволить".

Дальнейшее развитие peer-to-peer в различных ее проявлениях. Рожденный компьютерной средой обитания архитектура "равный к равному" (дословный перевод) озачает упразднение единого центра сбора и обработки информации. Таким образом обмен данными идет непосредственно среди пользователей (C2C), без единого администратора. В интернет-торговле архитектура таких сетей может быть представлена такими площадками как: маркетплейс AirBnB, EasyNest, Love Home Swap, Freelancer, Uber, ShareDesk, eBay, The Grommet, BlaBlaCar, Car2Go, Bitcoin, Skill Share , PopExpert и т.д.

АлександраГорбенко,

founder Logistics Management Center