Самое важное событие прошедшей недели в Украине – это принятие 18 января Верховной Радой закона «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». Достаточно важный и нужный закон для Украины, несмотря на то, что он опоздал более чем на три с лишним года.

Его еще пафосно называют законом о деоккупации и реинтеграции оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей. На самом деле до этого еще очень далеко, а в законе ничего нет ни о деоккупации и ни о реинтеграции оккупированных территорий. В нем не прописано никаких процедур и механизмов, как этот процесс должен будет происходить. Это скорее популистское название в расчете на то, что эти процессы будут запущены после вступления в силу этого закона. Но тем не менее, принятием этого закона по сути делаются определенные шаги вперед, несмотря на то, что он фактически консервирует то положение и состояние в зоне военного конфликта между Россией и Украиной.

Практически все фракции украинского парламента единодушно, 280 голосами, поддержали новый закон. Исключение составили лишь 33 депутата фракции «Оппозиционный блок», которые почти полным составом проголосовали против этого закона.

Свое категорическое несогласие и неприятие этого закона высказала и государство агрессор – Российская Федерация. И на то есть веские причины. Во-первых, Украина все-таки записала ее в агрессоры. Во-вторых, все время с момента оккупации украинских территорий Российская Федерация хотела легитимировать и интегрировать коллаборационистские режимы в государственные институты Украины, повесить финансирование и экономические убытки от военных действий на страну, подвергнутую оккупации и это все на фоне того, что де-факто реальный контроль над оккупированными территория остается не у пострадавшей страны, а у государства агрессора.

Сейчас же, согласно принятого закона, Российская Федерация признана Украиной страной агрессором и в соответствии с международными законами теперь оккупанты должны нести полную финансово-экономическую ответственность за захваченные территории, а также за финансирование населения, проживающего там. Не то чтобы Россия бросится сразу выполнять эти нормы, но Украина юридически перестанет нести финансово-экономическую ответственность и компенсировать убытки, связанные с военными действиями на оккупированных территориях, в том числе и в международных судах.

5a670eb823d1d.jpg

При этом, данным законом определяется, что временная оккупация Российской Федерацией территорий в Донецкой и Луганской областях является нелегитимной и не создает для РФ никаких территориальных прав. В свою очередь Украина не отказывается от своих обязательств по отношению к своим гражданам, оказавшимся на оккупированных территориях, она готова погасить все социальные выплаты после деоккупации захваченных территорий.

Закон определяет, что за государством Украина, территориальными общинами сел, поселков, городов, расположенных на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях, государственными органами, органами местного самоуправления и другими субъектами публичного права, за физическими лицами, независимо от приобретения ими статуса внутренне перемещенных лиц или иного специального правового статуса, юридическими лицами сохраняется право собственности и другие вещные права на имущество, в том числе на недвижимое имущество, включая земельные участки, что находятся на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях.

Также государство Украина не несет ответственности за противоправные действия Российской Федерации как государства-агрессора, ее вооруженных сил, других военных формирований и оккупационной администрации на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях.

Еще одним из важных пунктов этого закона является то, что непосредственное руководство всеми силами и средствами возлагается на Объединенный оперативный штаб Вооруженных сил Украины, который осуществляет направление, координацию и контроль за деятельностью военно-гражданских или военных администраций в Донецкой и Луганской областях по вопросам нацбезопасности и обороны. Эта норма де-юре должна закрепить определенное единоначалие, которое будет способствовать налаживанию мирной жизни, как в прифронтовой зоне, так и на освобожденных территориях. Нормы, прописанные в этом законе, позволяют с юридической точки зрения еще более упорядочить использование вооруженных силы с применением оружия и боевой техники в условиях существующего военного конфликта. Вся ответственность за действия вооруженных сил и других правоохранительных и силовых структур в зоне военного конфликта фактически возлагается непосредственно на президента страны, так как согласно этого закона его полномочия в этом плане значительно расширены.

Некоторые украинские политики и эксперты считают, что наряду с вышеперечисленными плюсами, нормы этого закона будут способствовать привлечению международных миротворцев в зону военного конфликта на условиях, выгодных Украине, а именно: не позволит стране агрессору под маркой миротворцев ввести на захваченные территории дополнительный военный контингент.

Наряду с плюсами в принятии этого закона есть и некоторые минусы. Как было написано выше, этот закон фактически консервирует нынешнее положение вещей и не прописывает порядок деоккупации и реинтеграции оккупированных территорий. Кроме этого, законодательно признав, что Российская Федерация является агрессором и оккупантом, Украина не только не разрывает дипломатические связи, но и фактически наращивает торговые обороты с государством, с которым оно де-факто находится в состоянии войны. Нонсенс? Но тем не менее, это так. А еще, согласно этого закона, экономическая и торговая блокада оккупированных территорий может быть прекращена до возращения территорий под юрисдикцию Украины.

Теперь дело за малым – закон должен подписать президент Украины Петр Порошенко. Он еще не подписан, а некоторые политические деятели, оставшиеся недовольными принятием этого закона, уже собираются различными юридическими манипуляциями оспорить его и помешать ему вступить в силу.

Народная Воля