Для жителей постсоветского пространства 6 января 2019 года произошло достаточно значимое событие, последствия которого пока в полной мере не осознаны широкими массами, но уже оценены экспертами. Украина на 28-ом году своей независимости наконец-то получила независимую от Российской Федерации каноничную, признанную, автокефальную православную церковь.
В чем значимость для постсоветского пространства получения Томоса православной церковью Украины? Фактически забит очередной и очень важный гвоздь в крышку гроба, где будут похоронены имперские амбиции Российской Федерации. На протяжении последних 30 лет медленно происходило ослабление и демонтаж имперских инфраструктурных институтов. Сначала были ликвидированы наднациональные институты, охватывающие страны социалистического лагеря: СЭВ и военный союз «Варшавский договор», что привело к снижению влияния коммунистической империи и повлекло ее к собственному развалу. Построенное на обломках СССР новообразование СНГ практически оказалось не жизнеспособным. Интеграционные потуги метрополии, призванные сплотить империю на базе создаваемых новых имперских институций: «Евразийский союз», «Таможенный союз», ОДКБ… привели к тому, что влияние Кремля на отколовшиеся части империи еще более снизилось. Более того, потерпела крах попытка силой принудить Украину вернуться в лоно империи, а без нее восстановить былое величие точно не получится.
На фоне ослабления светских институтов до 2019 года оставался практически нетронутым последний элемент достаточно влиятельной имперской структуры – Русская православная церковь. Фактически эта организация на протяжении последних лет пыталась подмять под себя весь православный мир, ставя под сомнение первенство Вселенского патриархата и сама для себя определяя территорию, где она может влиять и управлять православной церковной инфраструктурой.
Сейчас же по их амбициям нанесен существенный удар. Начался процесс, который неизбежно превратит имперскую РПЦ в обычную национальную церковь, ограниченную рамками своей страны. Фактически от полного влияния РПЦ отторгнута значительная территория – Украина, где на сегодняшний день доминирует православная религия. Конечно, возможности РПЦ в Украине еще будут некоторое время достаточно значительными. Под ее началом пока остается порядка 12000 приходов, что фактически в два раза превышает количество приходов, находящихся под юрисдикцией Священной Церкви Украины.
Но теперь, постепенно ситуация будет меняться и конечно же не в пользу РПЦ. Только в период между 15 декабря (объединительный собор православных церквей Украины) и 6 января (вручение Томоса об автокефалии) о выходе из-под юрисдикции РПЦ объявило около 60 приходов, далее их количество будет только расти (на сегодняшний день уже 146 – прим.).
Документ об автокефалии получен, юридические формальности соблюдены, сейчас начинается формирование иерархической структуры, связанной с процессом объединения епархий и приходов трех церквей (УПЦ Московского патриархата, УПЦ Киевского патриархата, УАПЦ). Отшлифуется юридический механизм перехода из-под одной юрисдикции в другую и количество влившихся приходов в поместную церковь Украины значительно увеличится.
Процесс становления Священной Церкви Украины вызывает резкое неприятие, как руководства РПЦ, так и светских властей Российской Федерации. И если последние пугают Украину войной, которая и без того уже фактически идет пять лет, то вторые придумывают разного рода страшилки, чтобы повлиять на решения прихожан о переходе в поместную церковь.
Чем пугают московские попы? Набор стандартный, но несколько подкорректированный с учетом новых обстоятельств.
Во-первых, как всегда, обвинение в расколе. Если раньше раскольниками были УПЦ КП и УАПЦ, то теперь в раскольники записан еще и Вселенский патриархат, который, по сути, создал условия объединения трех разных православных церквей, функционирующих на территории Украины. В чем раскол? В том, что объединенная церковь в собственной стране становится независимой от иностранной РПЦ и равной среди остальных существующих в мире православных церквей? Напомню читателям о том, что непосредственно РПЦ 15 октября 2018 года приняла решение в одностороннем порядке разорвать каноническое общение с Вселенским патриархатом. Так кто на самом деле раскольники? Кстати, на проповедях Вселенский патриарх, православные иерархи других стран, в том числе и руководитель Священной Церкви Украины митрополит Епифаний, как это предусматривает диптих, помянули предстоятеля РПЦ Кирилла, чего не скажешь о российских церковных иерархах.
Во-вторых, руководство РПЦ всячески принижает уровень поместной церкви Украины, приводя разного рода высосанные из пальца аргументы, порой достаточно абсурдные, например:
- Митрополит УПЦ МП автоматически входит в Синод РПЦ, а нынешний глава украинской церкви нет. Только вот зачем украинскому митрополиту, возглавляющему независимую церковь быть членом синода одной из иностранных церквей, когда он по своему статусу равен предстоятелю РПЦ? Священная церковь Украины не является структурным подразделением РПЦ.
- Территория деятельности украинской поместной церкви ограничена территорией Украины и не вправе создавать епархии и приходы в других государствах. Но таким правом не обладали ни УПЦ КП, ни УАПЦ, ни УПЦ МП. Более того, таким правом не обладают другие православные автокефальные церкви мира.
- Священная Церковь Украины не будет независимой, она ограничена положениями Томоса, обязана подчинятся Вселенскому Патриарху, при разрешении спорных ситуаций внутри украинской церкви, для решения иных вопросов канонического, догматического и церковного характера надо обращаться к Вселенскому Патриарху. Украинская поместная церковь будет получать миро от Константинополя и обязана участвовать в совещаниях, проводимых под эгидой Фанара, от чего собственно освобождена УПЦ МП. Но при этом, не стоит забывать, что, прежде всего УПЦ МП это заграничный филиал РПЦ, поэтому он не может взаимодействовать напрямую с Вселенским Патриархатом. Все остальные автокефальные православные церкви мира, кроме РПЦ, так же ограничены рамками Томоса, признают первенство Вселенского патриархата и его права высшей инстанции. Все перечисленное является обычными стандартными правилами и процедурами в отношениях православных церквей с Константинополем.
- Томос закрепляет права Константинополя на экзархат и ставропигии в Украине. Патриархат в Украине ныне упразднен, сама украинская церковь не самостоятельна, а ее автокефальность ограничена статусом митрополии. На самом деле Томос подчеркивает самостоятельность Священной Церкви Украины во внутренних организационных вопросах и не обязывает по каждому поводу спрашивать разрешения Вселенского Патриарха. Ни для кого не секрет, что Украина страна незрелой демократии. Государственные институты достаточно слабы и коррумпированы. Такого рода проблемы в том числе сопряжены и с деятельностью церковных институтов, не зависимо от того, какому патриархату они подчинялись: московскому или киевскому. Как только поместная церковь в Украине окрепнет, наработает авторитет, покажет зрелость своих позиций, толерантность к конкурентам, устойчивость своих структур, вберет в свое лоно подавляющие количество приходов, ее статус обязательно поднимут до патриаршего. Слишком много поставлено на карту и нельзя эпохальное событие превратить в профанацию, которая может развалить начатое дело.
В третьих, запугивают своих прихожан откровенной неправдой. Якобы при переходе под юрисдикцию поместной церкви Украины, прихожанам УПЦ Московского патриархата, всем без исключения придется по-новому проходить процедуры церковных таинств: крещения, венчания и т.п. На самом деле это абсурд. Ранее московская церковь пугала неканоничностью других украинских церквей и считала их таинства не действительными, чем затрудняла переход прихожан в другую юрисдикцию. Сейчас пугают обратным, но в отличие от РПЦ, Священная Церковь Украины признает каноничность таинств совершенных УПЦ МП и такого рода препонов для прихожан не создает.
В итоге, сравнивая Устав РПЦ, которым руководствовалась УПЦ МП в Украине с полученным Синодальным Томосом для Священной Церкви Украины, мы обнаружим, что поместная церковь в Украине полностью вышла из-под контроля и влияния РПЦ, существенно расширила объем своих прав и свобод, получила все возможности на самостоятельное существование на уровне равных между собой православных церквей мира, став при этом одной из них, чего, безусловно, не было до этого.
Получение Томоса не означает, что уже пора почивать на лаврах. Предстоит достаточно долгий, трудный путь, требующий терпения, сопряженный с определенными рисками. Империя рук не опустила, и сдаваться просто так не собирается.
РПЦ будет продолжать вставлять палки в колеса, мешая процессу единения, дезинформируя, манипулируя, подкупая, запугивая, шантажируя прихожан и церковных иерархов, стремящихся уйти в поместную украинскую церковь. И чем дальше пойдут начатые процессы, тем больше РПЦ будет превращается в тоталитарную секту, а иначе как воспринимать их искренние удивление, о том, что законодатели Украины закрепили право за прихожанами принимать решение какой церкви принадлежать, а церковных клириков фактически оставили не удел.
Не секрет, что на территории Украины в достаточной мере хватает разного рода коллаборационистов, которые явно и исподтишка будут препятствовать идущим процессам. Спецслужбы России, используя опыт КГБ СССР, продолжают работать с радикальными группировками во всем мире, как с правыми, так и с левыми. Украина в этом плане не исключение. Угрозы осуществления радикальных действий и разного рода провокаций и возможных покушений по отношению к прихожанам и священникам московского патриархата достаточно высоки.
Помимо внешнего врага, есть и внутренний. Кроме существующих рисков, инспирированных извне страны, существует вероятность, когда непосредственно представители украинской власти, вступая в коррупционный сговор или используя дешевый и примитивный пиар способны дискредитировать хорошее дело, поставив личные интересы выше государственных. Даже в вопросах национальной безопасности.
С одной стороны прекрасно осведомлен о существующих рисках Вселенский Патриарх Варфоломей, поэтому назначены экзархами и главой киевской ставропигии его доверенные лица, уроженцы Украины, глубоко знающие хитросплетения местной действительности. А с другой стороны, осуществляют пристальное наблюдение представители светской власти западных партнеров. Процесс не пущен на самотек, а потому имеет все шансы достичь успеха.