На этой неделе в Украине свершился беспрецедентный факт – введено военное положение. Весьма странное решение СНБО и президента Украины Петра Порошенко. Странное потому, что на сегодняшний день какой-то явной непосредственной угрозы, способной резко ухудшить обстановку на фронтах в необъявленной войне с Россией фактически не существует.

Нет, конечно, агрессор не дремлет, концентрирует, передвигая туда-сюда войска вдоль границ с Украиной, наращивая свое военное присутствие на оккупированных территориях. Но все не настолько драматично, как было в 2014/2015 годах.

Напомню, что руководство Украины не объявило военного положения в то время, как в феврале 2014 года Российская Федерация тихой сапой оккупировала, а потом аннексировала Крым. Была еще масса довольно существенных поводов его ввести:

в апреле 2014 года, когда в Донецкой и Луганской области начались захваты городов ДРГ противника;

в июне 2014 года, когда открыто, не стесняясь с территории России реактивной артиллерией уничтожались размещенные около границы полевые лагеря ВСУ;

в июле 2014 года, когда российские вооруженные силы с оккупированной территории начали сбивать гражданские самолеты;

в августе 2014 года, когда регулярная российская армия перешла границу, блокировала и разбила украинскую армию под Иловайском.

в феврале 2015 года, когда в нарушение всех договоренностей по перемирию начался штурм Дебальцево российскими оккупационными войсками.

Так что же в ноябре 2018 года стало тем Рубиконом, после которого «военный кабинет» Украины решился на столь «радикальные действия» в момент относительного затишья на фронтах?

Кратко, Украина решила перебазировать несколько военных кораблей из Одессы в Мариуполь. Имела она на это право? Безусловно, договор от 2003 года об использовании Азовского моря никто не отменял. Украина соблюла все формальности международного права. Более того, несколько недель назад проход через Керченский пролив без всяких проблем совершили суда ВМС Украины. Правда это были вспомогательные суда, а не боевые корабли. До инцидента все боевые корабли доставляли в порты Азовского моря по железной дороге.

В минувшее воскресенье, возникли проблемы, в международных территориальных водах на украинские суда напали и с применением огня на поражение захватили. Россия считает, что после оккупации Крыма эта часть Черного моря стала ее внутренней территорией. Но аннексию полуострова никто не признал, договор об использовании Азовского моря РФ не денонсировала, а значит, ее действия считаются проявлением агрессии, а захваченные моряки попадают в категорию военнопленных.

Во всей этой драматической истории хватает достаточно несуразных фактов. А именно: на столь агрессивные действия соседнего государства практически никак не отреагировал украинский МИД, кроме осуждающего заявления на своем сайте, которое можно трактовать, как документ для внутреннего пользования. Реальные общепринятые дипломатические шаги по отношению к агрессору так и не были предприняты.

Не был вызван для объяснений руководитель российской дипмиссии в Украине. Не было ноты протеста по факту атаки и захвата украинских кораблей в международных территориальных водах. Не был отозван для срочных консультаций Временный Поверенный Украины в Москве. Вопрос в повестке дня о прекращении дипломатических отношений со страной агрессором даже не стоит. Пограничные переходы не заблокированы. Торговля с оккупантами при, казалось бы, набирающем обороты кризисе по-прежнему продолжается.

При всем этом в ночь с воскресенья на понедельник СНБО предлагает ввести внутри страны военное положение на два месяца и не одного решительного шага по отношению к реальному агрессору. Какой-то нонсенс.

Внутри страны, на фоне неформально идущей избирательной кампании, при столь высоких антипатиях к президенту и правительству сразу возникают недоуменные вопросы: Для чего вводить? Почему сейчас, а не в 2014 году? Против кого эти меры будут направлены? Что за это время должно произойти? Какой поэтапный план действий?

Мягко говоря, народ в шоке, не спит всю ночь, к утру начинает нарастать легкая паника, курс доллара резко пошел вверх, население на низком старте и готовится скупать продукты в магазинах... И тут выходит Гарант и всех успокаивает: войны не будет, а мобилизация не предусмотрена! Далее Петр Алексеевич вальяжно следует в парламент за утверждением своего указа о военном положении, вероятно уже мысленно превращаясь в законного диктатора и думая, что теперь все проблемы решены.

А в Верховной Раде его неожиданно ждет конфуз. Аргументы Петра Алексеевича не воспринимаются и резко надувшемуся в информационном плане президенту приходится включать задний ход. Фактически его сломали. Он вынужден ретироваться и переписывать свой указ. Согласно нового указа военное положение будет не шестьдесят дней, а всего тридцать. Не по всей стране, а лишь в некоторых областях, граничащих с Россией и контролируемым ею Приднестровьем. Без ограничения свобод граждан. И главное – без переноса даты президентских выборов. Верховная Рада удовлетворена, такое решение президента утверждает и тут же внепланово назначает дату президентских выборов на 31 марта. Занавес!

Вся эта затея с военным положением – личное фиаско Петра Порошенко. Дальше цена его избирательной кампании только будет возрастать. На таком фоне о росте рейтингов можно забыть. Если еще утром в понедельник команда президента ставила задачу выжать из ситуации как можно больше плюсов, то уже к вечеру – как минимизировать полученный негатив.

Можно предположить, что используя агрессивные действия России, Петр Алексеевич собирался решить для себя триосновные задачи. Во-первых, на фоне активизации войны и сплочения нации вокруг «сильного» лидера резко взвинтить свой рейтинг, который при всех возможных административных рычагах застрял в районе 6-7% и не позволяет без манипуляций попасть во второй тур.

Во-вторых, ослабить оппонентов в борьбе за пост президента. Сломать их планы, увеличить затраты на кампанию, ограничить их возможности и критику административными методами…

В-третьих, отодвинуть дату выборов с холодного и мрачного марта на солнечный и жаркий отпускной сезон – июль/август. Политтехнологи президента резонно предполагают, что размякший от жары, протестный избиратель не будет так агрессивен, а неопределившиеся с кандидатом выборы проигнорирует, предпочтя курорты. И вот тогда уж точно можно все как надо порешать. Возможно, это прокатило бы в любой другой стране. Но такое точно не пройдет в Украине с таким высоким отрицательным рейтингом Петра Порошенко. Скорее наоборот, обедневшее население в отпуска не поедет, а в добавок к ним вернуться в страну все «заробитчане», чтобы высказать свое отношение тому, что творится в Украине, да и повод есть – несуразные высказывания правительственных чиновников о том, что работающих за рубежом надо обложить дополнительной данью.

В результате так необходимые Петру Алексеевичу задачи не решены. Более того, президент выглядит слабым и растерявшимся политиком. Что уж точно очков ему не прибавит, наоборот, усилит отток от него феодальных местных царьков и затруднит торги с партнерами. Оппоненты, почуяв «запах крови» раненного льва, еще больше усилят давление.

Западные государства, выступившие первоначально с осуждением агрессивных действий Российской Федерации, теперь начинают задавать неудобные вопросы правительству и президенту Украины. Экономика страны может опять уйти в минус, инвестиции не придут, бегство капитала из страны увеличится, отток рабочей силы из страны ускорится. Стоила ли игра свеч? Наверное, да, чтобы в очередной раз подчеркнуть непрофессионализм нынешней украинской власти, слабость ее государственных институтов, неумение стратегически просчитывать свои шаги…