Каким именно образом появилась в Приложении к Минским соглашениям эта точка — мы вряд ли узнаем в ближайшее время(хотя расследование стоило бы назначить, не для наказания стрелочников, а для того чтобы не наступить в очередной раз на грабли). Но факт остается фактом — линия разделения между территориями, контролируемыми правительством Украины и «молодой-интересной республикой ДНР» прошла ... поперек взлетно-посадочной полосы Донецкого аэропорта.

5cff362ecea0f.jpg

Сказать что это был просто «косяк» — ничего не сказать. Донецкий аэропорт, точнее два его главных здания — старый и новый терминалы, а также ряд других сооружений, был взят под контроль в результате проведения первой полномасштабной войсковой операции сил АТО еще 26 мая 2014 года, после чего его обороняли на ротационной основе десантно-штурмовые и механизированные подразделения с привлечением спецназа и при участии добровольческих подразделений, таких как ДУК «Правого сектора». В июне-августе серьезных боев в районе ДАП не велось — у штаба АТО не было достаточно сил, чтобы штурмовать Донецк, у НВФ «ДНР» к тому времени почти заблокированных, также не было возможностей выбить украинские подразделения из терминалов. С началом вторжения все усилия противоборствующих сторон были сосредоточены к юго-востоку от Донецка, терминалы продолжали оставаться под контролем ВСУ.

Какого же было изумление военных, когда они выяснили, что давно захваченные и хорошо укрепленные позиции … по непонятным причинам без боя сданы врагу!

Так что же на самом деле произошло? По одной из версий сепаратисты и россияне «развели украинскую делегацию как котят». По другой «во время переговоров аэропорт должен был отойти сепаратистам в результате выполнения взаимных обязательств: боевики также должны были передать под украинский контроль ряд населенных пунктов». Однако полная нелепость и необоснованность прохождения точки разделения именно через взлетно-посадочную полосу свидетельствует в пользу третьей, наиболее вероятной версии — технической ошибки, произошедшей вследствие крайне низкой номпетентности всех участников переговоров, от руководителей до исполнителей.

В пользу этой версии свидетельствует в первую очередь поведение украинской стороны. Данные о линии разделения Администрацией президента тщательно укрывались, само Приложение было опубликовано только в середине января 2015 года газетой «Зеркало недели», когда бои за аэропорт вошли в завершающую стадию.

Изначально официальный Киев в лице Президента, его администрации, СНБО и жестко контролируемых ими пресс-служб заявили, что в подписанном меморандуме «не сказано ни слова про аэропорт», затем начали «неофициально» распространять версию о предложенном обмене. По словам советника президента Порошенко, Юрия Бирюкова, была произведена попытка договориться на обмен территории Донецкого аэропорта за возможность возвращения контроля 17 населенных пунктов под Волновахой, однако так как российская сторона потребовала чтобы силы АТО сначала оставили здания аэропорта, «обмен» не состоялся. Ни российская сторона, ни сепаратисты эту информацию не подтверждают. В конце концов «право на аэропорт сепаратистов» украинской стороной было признано де-факто выводом из него войск. При этом уже опубликованное к тому времени Приложение никак не комментировалось.

Все это свидетельствует о том, что «решение проблемы ДАП», которое предоставила контактная группа Кучмы вМминске было для президента Порошенко совершенно неожиданным и настолько «неудобным», что справиться с ним ни в военном, ни в информационном плане его администрация так и не смогла.

Почему этот вопрос оказался столь «неудобным» для Порошенко? Аэропорт, хоть и потерял к осени 2014 года стратегическое значение, как площадка для высадки российского десанта, оставался с точки зрения политики знаковым объектом — первой решительной победой украинского оружия в этой войне. В оперативном плане по словам офицеров штаба АТО терминалы представляли собой тактический плацдарм который создавал постоянную угрозу Донецку. Вывод войск из аэропорта был бы однозначно воспринят украинским обществом как очередное поражение, «зрада»

У всех еще на слуху была иловайская трагедия, приближались парламентские выборы, и тогдашнее политическое руководство страны, в первую очередь президент, вполне обоснованно опасались новых массовых выступлений, недовольства военных, а с учетом нелепости ситуации с ошибкой на карте и «потери лица» на международной арене..

Однако вместо того чтобы открыто признать ошибку и возникшую в ее результате проблему, президент выбрал, как представляется, наихудшую линию поведения — на ошибку были «закрыты глаза», официальная позиция стала невнятной, а собственно «проблему ДАП» по умолчанию переложили на плечи военных.

Что произошло в результате? Россия в лице Путина и МИД РФ начали обвинять Украину в несоблюдении Минских соглашений, на что были формальные основания. Силы АТО, не получая никаких команд от Верховного главнокомандующего, продолжали защищать Донецкий аэропорт.

«Для сепаратистов штурм терминалов превратился в своеобразное соревнование. Поскольку в Донецке располагалось несколько группировок, у каждой из которых был свой полевой командир, взять терминалы стало делом принципа. В итоге штурмы в основном происходили неорганизованно, без должной проработки и, по сути, по одному и тому же плану. Состав группировок часто менялся, в Донецк приезжали люди и из России, и из других городов Украины, которые не знали нюансов обороны аэропорта, а их, бывало, бросали в бой на следующий день по прибытию в Донецк, поэтому штурмы, как правило, заканчивались существенными потерями в личном составе. За те несколько месяцев, что спецназ с „Правым сектором“ обороняли терминалы, потери в личном составе украинских подразделений были незначительные.»Серж Марко, „Хроника гибридной войны“

Именно эта неопределенность статуса и вызвала „странное“ состояние, когда за терминалы шли ожесточенные бои, при этом через блокпосты сепаратистов „по договоренности“ пропускались украинские подразделения на ротацию.

Понимал ли Леонид Кучма что все произошедшее — по сути его рук дело? Вряд ли…

5cff3660b3f74.jpg

Пик осенних боев за терминалы пришелся на начало октября. Именно тогда полевые командиров сепаратистов Михаил Толстых (позывной „Гиви“) и Арсений Павлов (позывной „Моторола“) заявили, что хотят захватить терминалы как „подарок Путину ко дню рождения“ до 7 числа. Однако их планы не осуществились. Стойкость защитников аэропорта оказалась камнем преткновения для врага.

Следующий пик боевых действий пришелся на сереидину января. Убедившись, что штурмовыми действиями выбить украинские подразделения из нового терминала не удастся, а позиции сил АТО представляют собой постоянную угрозу противник перешел к тактике тотального уничтожения. Именно тогда, с подачи сепаратистов и российских СМИ украинских военных стали называть „киборгами“. Фраза „не выдерал бетон, выдержали люди“, судя по всему принадлежит Виктору Пузанову, который таким образом прокомментировал происходящее на своей странице в Фейсбук.

5cff36e37546b.jpg

Расхожая фраза » Героизм на поле боя, это следствие чьей-то глупости и некомпетентности" далеко не всегда отображает действительность. Но в случае с ДАП справедлива как никогда.

22 января силы АТО отошли от нового терминала, заняв позиции по обратную сторону взлетной полосы. Новый терминал к тому времени был уничтожен подрывами сепаратистов, старый по приказу руководителя АТО сравняли с землей крупнокалиберными "Пионами"

Дальнейшие штурмы сепаратистами позиций ВСУ были бесперспективны, поэтому боевые действия свелись к обстрелу танками и артиллерией. В Донецком аэропорту установилась неформальная линия разграничения, которой стала взлетно-посадочная полоса. В тот же день пленные украинские военнослужащие были проведены по улицам Донецка и, далее, переданы украинской стороне.

Ведение минских переговоров было поручено некомпетентным людям, в результате просчетов и ошибок которых появились документы, трактуемые неоднозначно и крайне невыгодные для Украины. Президент Порошенко и его администрация по результатам этих просчетов не предприняла никаких решительных мер и не смогла выровнять ситуацию. Только общее положительное отношение мировой общественности к Украине, а также единственный за все время (и случайный) успех в информационной войне, в результате которого "киборги" стали мировым брендом, позволили зафиксировать в общественном сознании этот эпизод войны как пример несомненного героизма, а не серьезнейший провал украинских политиков.

"Восстановив справедливость" в ДАП, сепаратистские НВФ, усиленные российскими регулярными силами, начали перебрасываться под Дебальцево, для "выравнивания линии разделения".