Третьего июня 2019 года распоряжением №57 Владимир Зеленский снова уполномочил экс-президента Украины Леонида Кучму представлять Украину в «Трехсторонней контактной группе по мирному урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях». На общественных началах.
Появлению этого распоряжения предшествовало зафиксированное журналистами негласное посещение Администрации Президента зятем Кучмы, миллиардером Виктором Пинчуком. Однако прямых доказательств того, что именно Пинчук пролоббировал это решение не имеется.
Сам факт возвращения Кучмы в Минский процесс, плюс к тому первые публичные высказывания восьмидесятилетнего политика вызвали сильный резонанс в обществе и снова привлекли внимание к нынешней позиционной войне.
Чего же престарелый, тогда еще семидесятипятилений «переговорщик» смог добиться во время пребывания на этом посту? Практически ничего, если не сказать хуже.
Заграница нам поможет?
Эта история началась 19 июня 2014 года, когда только что прошедший инаугурацию президент Порошенко опубликовал свой план мирного урегулирования ситуации на Донбассе. План состоял из 19 пунктов, по их содержанию был явно предназначен для западных партнеров, а потому не учитывал сложившихся реалий и был практически невыполним.
Далее в качестве «жеста доброй воли» президент во время пребывания в Святогорске 21 июня отдал распоряжение войскам об одностороннем прекращении огня.
Это распоряжение до боли напоминало по форме и последствием знаменитую «акцию» Виктора Ющенко, который 19 июня 2005 года внезапно распустил ГАИ. Мирные инициативы Киева ни оперативных ни политических целей на достигли, кроме того вызвали отрицательную реакцию в обществе, которая вылилась в ряд протестных выступлений.
Военные, которых не предупредили, также не испытывали радости от подобной военно-политической деятельности своего Верховного Главнокомандующего. Приказ о прекращении огня застал командование АТО в разгар многошаговой операции по освобождению Славянска, в результате чего темп наступления был потерян, что сказалось на всей последующей военной кампании.
Двадцать третьего июня Кучма возглавил «Трехстороннюю контактную группу по мирному урегулированию ситуации». Чем было вызвано подобное назначение? Экс-президент уже давно отошел от политики, был откровенно стар и, как лидер, ничего собой не представлял. Однако именно эти факторы, судя по всему, и повлияли на выбор.
Статус экс-президента во главе группы внешне обеспечивал переговорам высокий уровень. В то же время неофициальный статус Кучмы давал возможность в случае чего откреститься от всего, что бы он не подписал. В случае успехов переговоров не нужно было его опасаться как потенциального политического соперника действующему президенту. К тому же для Кремля и пророссийских сепаратистов Кучма был проводником «многовекторной политики», а в глазах патриотической украинской общественности являлся человеком, который в свое время дал жесткий отпор России во время территориального конфликта на косе Тузла.
Таким образом по формальным параметрам Кучма устраиваал всех. Но вот о его деловых и организационных качествах, тем более способности отвечать вызовам сегодняшнего дня и действовать грамотно в быстро изменяющейся стрессовой ситуации никто просто не думал, а направить вместе с ним толкового «помощника», пособного организовать процессы, никому похоже просто в голову не пришло.
Все это быстро сказалось на результатах — Украина в лице своего представителя на Минских переговорах выступала исключительно как проситель.
В этот же день, 23 июня состоялась встреча в Донецке. В ней помимо Кучмы принимали участие Хайди Тальявини(ОБСЕ), Михаил Зурабов(посол РФ в Украине), лидер пророссийской организации «Юго— Восток» Царев, самопровозглашенный «премьер — министр» «ДНР» Бородай. Неофициально на встрече присутствовали Виктор Медведчук и Нестор Шуфрич.
Во время переговоров представитель «ДНР» Бородай заявил что «ополчение» обязуется прекратить огонь до 27 июня, однако это обязательство не было выполнено. Часть незаконных формирований не подчинявшихся даже номинально руководству «ЛНР» и «ДНР» инициативу по прекращению огня полностью проигнорировали и продолжали вести боевые действия как по линии разделения так и в приграничной зоне, что вызывало ответную реакцию украинских подразделений.
27 июня прошел второй раунд переговоров контактной группы. Их результатом стало освобождение наблюдателей ОБСЕ, которых ранее захватили боевики, в ответ на что украинское руководство продлило одностороннее прекращение огня до 30 июня. Собственно этим вот «обменом» успех Кучмы на переговорах и ограничился.
После 30 июня силы АТО продолжили активные боевые действия, завершившиеся освобождением Славянска, после чего «донецкий» формат был полностью исчерпан.
Формат собственно Минска, как места работы Трехсторонней контактной группы появился на свет после того как 17 июля был сбит «Боинг» Малайзийских авиалиний. Инициировал эти переговоры президент Порошенко. Первой их целью было обеспечение безопасности для работы международных комиссий, следственных групп и журналистов в зоне падения самолета. Кроме того был поднят вопрос освобождения пленных.
После одностороннего прекращения огня 21 июня, это был уже второй случай, когда политическое руководство страны в выборе приоритетов руководствовалось не рекомендациями штаба АТО и реалиями войны, а желанием «выглядеть хорошо» для Запада.
С оперативной точки зрения появление тридцатикилометровой зоны с запретом на ведение огня усложнило действия сил АТО, которые тогда развивали успех на данном направлении. Но Администрация Президента и дипломатический корпус Украины в этой ситуации скорее выступали как слепые исполнители интересов западных политиков, которых, естественно, в первую очередь интересовали вопросы безопасности своих эмиссаров. Чиновники МИД и АП, по свидетельствам офицеров, оказывали постоянное давление на командование с невыполнимым требованием прекращения огня в зоне активных боевых действий, предельно усложняя и без того непростую обстановку.
Это была, наверное, самая серьезная стратегическая ошибка Порошенко активной фазы войны. Как показали дальнейшие события, в том числе боевые действия в районе Дебальцево, для Запада самыми убедительными аргументами для оказания поддержки и помощи Украине стали отнюдь не обреченные на провал «мирные инициативы», и даже не «исполнение хотелок» представителей международных организаций и дипломатов, а военные успехи украинской армии. Не понимал этого, совершенно очевидно, и Кучма.
Иловайский контекст
Анализ влияния августовских событий под Иловайском на ход войны требует отдельной большой статьи. Здесь и далее будет рассмотрена роль Кучмы и частично Порошенко в проведенных переговорах. Но не по воспоминаниям участников и очевидцев, а по результирующим документам.
Первым из таких документов в цепи событий стало неожиданно опубликованный в ночь с 28 на 29 августа на сайте президента РФ «план урегулирования», который Путин, по его словам
«… в самолете набросал некоторые соображения и план действий, он у меня от руки пока, правда, изложен».
На следующий день после публикации этого плана, при выходе из Иловайска были уничтожены две колонны украинских подразделений. Трагедия вызвала в Украине сильнейший общественный резонанс, который (не без помощи российских пропагандистских ресурсов) к 1 сентября достиг уровня массовой истерии.
Ощущая угрозу потери поддержки со стороны патриотической общественности, что в свою очередь могло привести к новому политическому кризису и даже третьему Майдану, президент Порошенко предпринял действия по мирному урегулированию ситуации, даже ценой уступок.
Было ли это решение ошибочным? Сказать сложно. По мнению руководства сил АТО, на начало сентября заключение перемирия не было оправдано оперативной обстановкой. Противник, ограниченный в силах и времени, «выдохся» и фактически прекратил активные боевые действия. В то же время боеспособные подразделения сил АТО и артиллерийские группы на южном и донецком направлениях продолжали наносить ощутимый урон живой силе и технике врага. Офицеры оперативного звена считают, что котактная группа, «оттянув» прекращение огня примерно до 10 сентября, дала бы командованию АТО возможность обеспечить повторное блокирование Донецка и восстановление контроля над южным участком границы. Что в свою очередь создавало условия для полного восстановления контроля над всей оккупированной территорией.
Однако политики были испуганы, и не прислушивались к военным, а история, увы, не имеет сослагательного наклонения.
Так или иначе, третьего сентября 2014 года начался процесс, известный как «минские переговоры». В этот день, согласно официальным сообщениям пресс-служб обоих президентов, состоялся телефонный разговор между Путиным и Порошенко.
Пресс-служба президента Украины.
«Результатом разговора стала договоренность о постоянном прекращении огня в Донбассе. Было достигнуто взаимопонимание относительно шагов, которые будут способствовать установлению мира».
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков:
«… главы государств обменялись мнениями относительно того, что нужно сделать в первоочередном порядке для скорейшего прекращения кровопролития на юго-востоке этой страны. Точки зрения президентов двух стран о возможных путях выхода из тяжелой кризисной ситуации в значительной степени совпадают».
Кто именно был инициатором этого телефонного разговора стороны не уточняли, хотя с точки зрения анализа событий это ключевой вопрос — просит о мире всегда тот, кто более в нем нуждается. Считается, что первым позвонил Путин, но четких подтверждений этому нет.
В этот же день Президент Порошенко отдал приказ о прекращении огня, начиная с 18:00 5 сентября. Об этом говорится в его обращении, которое распространила администрация президента Украины.
«Исходя из призыва Президента России Владимира Путина к руководителям незаконных вооруженных формирований Донбасса остановить огонь, подписание протокола на заседании Трехсторонней контактной группы по имплементации Мирного плана Президента Украины, я отдаю приказ начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Украины прекратить огонь начиная с 18.00 5 сентября. Я также поручаю Министру иностранных дел Украины совместно с ОБСЕ обеспечить эффективный международный контроль за соблюдением режима прекращения огня, который должна носить исключительно двусторонний характер. Рассчитываю, что эти договоренности, включая прекращение огня и освобождения заложников, будут четко придерживаться.»
В день прекращения огня в Минске состоялся первый раунд переговоров, на котором присутствовали Леонид Кучма, Михаил Зурабов, Хайди Тальявини, Александр Захарченко, и Игорь Плотницкий.
Интересно отметить, что представители «ДНР» по их же словам «уезжали в Минск ночью, выбирались из практически заблокированного Донецка через Шахтерск, где в это время шли очень сильные бои» — то есть на начало сентября силы АТО продолжали частично удерживать блокаду города и вести активные боевые действия.
Результатом работы «Минской группы» 5-20 сентября стали три документа. Одни полуофициальный, один официальный и один неофициальный
Первый — это «Протокол по итогам консультации Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П.Порошенко и инициатив Президента России В.Путина» — документ является полуофициальном так как на нем стоят подписи, но нет даты. Считается что он был подписан 5 сентября, однако представители сепаратистов это отрицают.
Второй — «Меморандум об исполнении положений протокола Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П.Порошенко и инициатив Президента России В.Путина» — документ имеет официальный статус. Помимо того что на нем есть все необходимые реквизиты — подписи сторон и дата, он опубликован на официальном сайте ОБСЕ.
Третий документ — «Приложение к Меморандуму об исполнении положений протокола Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П.Порошенко и инициатив Президента России В.Путина. Линия соприкосновения сторон с привязкой к местности»
Подробно эти документы будут проанализированы в следующей статье. И этот анализ показывает, что худшего «переговорщика» для Украины чем Кучма невозможно было придумать.