Любой общественный строй есть способ координации жизни общества. В такой постановке проблема упорядочивания общества, как некой сложной системы, распадается на две составляющих.
Первая составляющая — собственно способ координации. Эта часть проблемы упорядочивания разрешается ответом на вопрос КАК.
Вторая составляющая — границы системы, в которой реализуется конкретный способ упорядочивания. Эта часть проблемы разрешается ответом на вопрос ГДЕ.
Решение первой составляющей — трудный и медленно протекающий процесс. Но при этом он ПОДДАЁТСЯ РАЦИОНАЛЬНОМУ осмыслению. Если, скажем, общество решило отказаться от железнодорожного сообщения и те же грузы перевозить автотранспортом, то на следующий день после принятия такого решения ничего не измениться. Такой переход займёт немало времени и усилий. Или: общество решило кардинально сменить способ координации — перейти к социализму. На следующий день после революции социализм не наступит. Наоборот, наступит разруха — полная раскоординация.
Вторая составляющая проблемы поддаётся быстрой, можно даже сказать — мгновенной трансформации. Но она НЕ ПОДДАЁТСЯ РАЦИОНАЛЬНОМУ анализу. Если, скажем, вы— Австрия и решаете проблему упорядочивания общество в объеме ( пространстве) граждан австрийского государства, то достаточно этим гражданам ПРИЗНАТЬ , что они теперь часть Германии, как границы области координации тут же изменяться. Или другой пример: на страну напали, но её граждане решили не воевать, а сдаться в плен. Сразу же после такого решения они попадают в границы другого пространства координации.
Однако же ответ на вопрос: «воевать или сдаться в плен?» нельзя просчитать при помощи рациональных рассуждений. То есть пытаться анализировать, конечно, можно, но можно привести миллионы примеров, когда люди предпочитали сытому плену верную смерь. Живущее в человеке ощущение ПРИНАДЛЕЖНОСТИ к определённой общности, а это ощущение может каждый прочувствовать как любовь к родине, патриотизм и т.п., не даёт вот так запросто поменять эту принадлежность.
Следовательно, границы второй составляющей — области координации — проходят не по земной поверхности, а в человеческом пространстве (в человеческом море). Большинство жителей донецкой области, например, живут в границах украинского государства, но в ментальном пространстве они находятся в другой области.
Украина, как государство, испытывает проблемы с первой составляющей проблемы координации — она не может должным образом упорядочить своё общество. А политическая борьба и политическая жизнь протекает вокруг второй. Наш поход за европейскими ценностями, борьба с памятниками Ленину и георгиевскими ленточками — не что иное, как попытки перекроить ментальное пространство, затащить в свою область как можно больше человеков. Однако политики, дурашки, пытаются решить эту проблему естественным, заложенным в генах, но совершенно глупым способом — путём дискредитации конкурирующей общности и морального уничижения её верных. Как это бесконечно глупо. Так же как ребёнок не перестанет любить свою мать от того, что кто-то рассказал какая она дура, так и человек, имеющий чувство сопричастности к некоему сообществу не откажется от него, если ему рассказать, что Сталин устроил голодомор, Жуков гнал не обученных солдат на пулемёты, а в Европе есть замечательные ценности.