У нас в Украине очень популярно переносить ответственность на кого-то «старшего» — директора фирмы, мэра города, президента страны: «это их ответственность», «почему я должен?», «пусть сын Порошенко воюет».

Это называется патернализм (от слова «патер» — «отец»). Так мы никуда не приходим, потому что переносим фокус внимания с того, что мы можем легко изменить, на то, что нам изменить гораздо сложнее.

Вы спросите: «Не, ну а как может быть по-другому-то?».

Смотрите, любая страна имеет определённое соотношение богатых и бедных, умных и глупых, успешных и неудачников. Эта пропорция сохраняется, даже если уменьшить масштаб — например, посмотреть не на уровне страны, а на уровне области или города. Будет примерно то же самое соотношение рагулизма и здравого смысла.

Японский поэт Басё выразил этот эффект в простом и красивом хокку:

В небе луна одна.
Но в каждой капле росы —
Тысячи маленьких лун.

Давайте посмотрим на всеукраинские проблемы (”луну в небе") через призму простой поездки в трамвае во Львове (“каплю росы, отражающей луну"). Присаживайтесь поудобнее.


Остановка

На трамвайной остановке моя дочь залазит с ногами на сидушку. Сидящая рядом женщина устраивает нравоучительную истерику — "с ногами вставать на сидение нельзя!". Догадаетесь, в чём тут глубинная проблема?

Вы не задумывались, почему в Европе многие спокойно кладут ноги на сидение в метро, а у нас это просто немыслимо? Почему копенгагенские студенты спокойно пьют пиво, сидя прямо на асфальте, а у нас к вечеру ходьбы джинсы по колено забрызганы?

5a1589fabba64.jpg

Ответ очень простой: плохо работают коммунальные службы и застройщики. Во-первых, разворотив асфальт при ремонте старых труб, они оставляют кучу грунта лежать на тротуаре и проезжей части неделями — и эта земля аккуратно развозится колёсами машин по дороге. Во-вторых, никто не занимается устройством клумб так, чтобы при дожде земля с них не расползалась: их нужно либо активно закрывать травой, либо посыпать древесной корой, как активно делают в новостройках. Простите, что привожу ссылку российского блоггера, но у них та же проблема — называется она "жидкий дрист". Проблему усугубляют некоторые застройщики, размазывая муляку на километр от котлована.

Почему так происходит? Потому что мы и не знаем, что нужно контролировать их работу. Другими словами, мы не видим проблемы в этом дристе, и у нас нет соответствующего запроса на изменения.

Сами продолжите этот список — низкая энергоэффективность зданий (т.е. вы за свои деньги отапливаете улицу), невозможность пить водопроводную воду (т.е. вы либо травите себя ею, либо покупаете ещё одну воду — питьевую), трудности перемещения по городу с детской или инвалидной коляской (советские города спроектированы для суперменов: не можешь ходить — сиди дома), трудности перемещения по городу вообще — у нас после каждого ливня наступает маленький апокалипсис непроходимости тротуаров и дорог.

Хорошая новость в том, что мы всё это можем и должны контролировать, а ЖЭКи — исправлять. Инструменты для этого есть. Не проконтролируете — всё так и останется.

Дальше. Можете точно сказать, сколько вы будете ждать трамвая? Нет. Точность прихода транспорта у нас очень низкая. Если в Дании можно с точностью до минут рассчитать время на дорогу из точки А в точку Б даже с парой пересадок (!), то у нас и на единственный трамвай не всегда сядешь вовремя.

Почему? Причины две. Пробки и высокая аварийность.

5a158b63ebe6a.jpg

Пробки берутся из слишком большого числа машин. "Эка новость, капитан Очевидность!", — скажете вы. Новость в том, что может быть по-другому. Проблема заключается в том, что у нас в стране автомобили слишком доступны (плюс народ требует ещё большего снижения тарифов).

А как сделали в Дании? Налог на авто 100-200%, плюс налаженный, достойный доверия общественный транспорт, плюс повсеместная инфраструктура для велосипедов (вплоть до снижения огромных датских налогов для тех, кто педалит на работу от дома больше 10 км в день в одну сторону).

Вот фото из датской газеты — расчет конечной стоимости авто.

5a158a2e1b055.jpg

И в итоге получаем — чистый воздух даже в центре, улучшенная экология, отсутствие пробок, предсказуемое прибытие общественного транспорта.

Так ли уж нужно лично вам пятиместное авто, чтобы раз в день проехать до центра и обратно?..

5a158b07323e9.jpg

Шлю респект львовским велосипедистам — потихоньку они вводят езду на велосипеде в норму.

А высокая аварийность… Если в Копенгагене за 4.5 года я на разу не слышал звука экстренного торможения, то во Львове на спуске по улице Стуса чуть ли не каждый день встаёт череда трамваев из-за очередного водителя, въехавшего на полном ходу в бок трамвая. Весь район Сыхов не может уехать из-за очередного Шумахера. Недавно у нас приняли закон про понижение скорости в черте города до 50 км/ч — как вы думаете, закон решит эту проблему? Нет. Но небольшое решение этой проблемы есть, я приведу его в конце статьи. Оно вполне в ваших руках.


В трамвае

Как оказалось, пассажиры трамвая делятся на 3 категории.

Первая категория — это "люди 20 века". Они привыкли покупать талончики и играть "в передавайку". Для гостей из Европы это дикость. Таких пока что большинство.

Вторая категория — это "люди 21 века". Они пользуются мобильным приложением и парой прикосновений пальца оплачивают свой проезд. Таких меньшинство.

И третья категория — обычные вечные "зайцы", которые просто ни за что не платят. Хотя они в меньшинстве, но их тоже удивительно много.

Самое интересное — в группе, которая покупает талончики: многие из них "воюют за страну против государства" и, выходя из трамвая, пытаются отдать свой билет кому-то другому, чтобы тот проехал бесплатно (либо оставляют его после себя на сидении). Этим нарушается простое правило жизни "нравится сервис — поддержи его деньгами", и люди, взявшие бесплатный билетик, с удовольствием переходят в категорию в общем-то безбилетников. Ах, этот сладкий привкус бытовой коррупции…

Ещё один интересный момент: уступание мест. Ты честно оплачиваешь свой билет, но по неписаным правилам должен уступить сидячее место определённой категории граждан. Само по себе это неплохо, но… Основы морали нужно прививать в школе, а не нравоучить взрослых людей по пути на работу.

Самое интересное, когда через эти же трамвайные динамики на вас начинает литься бытовой украинский сексизм: "Вокруг столько красивых женщин. Уступи место — иначе это сделать водитель". Вы серьёзно? Прости, читатель, но если ты не видишь тут проблемы, то ты — её часть. В Европе за такое можно получить по лицу от этой самой женщины — и поделом.

Мне, кстати, всегда было интересно, откуда берётся этот наш этикет уступания мест. Понимание пришло неожиданно, после поездки в Скандинавию и после прочтения книги о жизни в Индии "Шантарам" — и сравнения двух этих крайностей.

Всё дело в тесноте. В Скандинавии места в автобусе или поезде хватает условно всем. В Индии же люди залазят друг другу на головы, лишь бы уехать (вы видели фотки индийских поездов, где люди сидят на крышах и висят гроздьями с боков). Мы — где-то посередине. У нас, чтобы поехать на трамвае, нужно в него сначала влезть. Проблема — в организации системы транспорта. Пам-пам, вот так просто. У нас банально курсирует мало единиц транспорта и никто не занимается оптимизацией маршрутов. Поэтому мы защищаем своих женщин тем, что уступаем им комфортное место в этом аду.

5a158aec5a4ec.jpg


Уверенный пешеход — основа государства

В окно трамвая вы можете увидеть людей, участвующих в украинском аттракционе на выживание — "перейди дорогу". Пешеходы — главная проблема нашей страны.

И я имею в виду не то, что они являются головной болью для водителей.

Нет. Пешеходы являются главной проблемой страны потому, что не хотят учиться пользоваться своими правами — например, приоритетом перехода проезжей части по "зебре". Просто уступают дорогу наглым лихачам и ждут (!), пока появится возможность проскочить.

Понимаете? Есть правила дорожного движения, которые в разделе "Проезд пешеходных переходов и остановок транспортных средств" гласят, что:

"Водитель транспортного средства, которое приближается к нерегулируемому пешеходному переходу, на котором находятся пешеходы, должен уменьшить скорость, а в случае необходимости остановиться, чтобы уступить дорогу пешеходам".

5a158b3ad532d.jpg

Это означает, что нам, миллионам пешеходов, нужно чётко и уверенно показать приближающимся автомобилям, что мы совершаем переход (например, сделать себя заметным: высоко поднять руку и встать на проезжую часть — как это делают воспитатели детского сада, когда переводят группу малышей через дорогу). Водители гарантированно останавливаются, проверено.

Это очень, очень простая вещь — научиться пользоваться своими правами.

И поверьте, если на каждом пешеходном переходе водителя будет ждать необходимость пропускать пешеходов, у него будет меньше возможности разгоняться выше установленного законом лимита.

Если все пешеходы будут активно пользоваться своим правом перехода и этим "воспитывать" водителей, то и привлекательность машины в черте города начинает сокращаться: одно дело привычка пролетать весь город на 120 км/ч, другое — каждый день плестись от перехода до перехода. Ведь количество аварий у нас только растёт (в 2017 году — на +10%, в основном как раз из-за превышения безопасной скорости).

Подвожу итог. Наш с вами общий "трамвай" с рельс, конечно, не сходит, но насколько хорошо он будет работать — зависит от нас с вами.

Оригинал — "Новое время".