5a6d81d57bbb1.jpg

О фильме «Форма воды» Гильермо дель Торо.

Голливуд дорого заплатил за свои креативные козни и участие в последних президентских выборах не на той стороне. Трамп показал, что у палки два конца, и чей домик на самом деле карточный. Но это еще не конец, как говорят китайцы, впереди второй срок, попытки реванша и новая ожесточенная схватка. Самое время проверить, насколько действенными оказались воспитательные меры, правильно ли преломились в творческом сознании партийные месседжи, не надо ли добавить. И летит из Вашингтона в Калифорнию до боли знакомый вопрос: «С кем вы, мастера культуры?».

Тест на лояльность и выявление вредителей. Если искать семантическое ядро фильма – скорее всего оно в этом. А не в очередной истории странной любви. Иначе трудно объяснить распространяемые слухи о нескольких Оскарах, которых пророчат этому эстетически малопривлекательному и изрядно утомительному зрелищу. Предстоящее голосование за «Форму» обретает зловещую форму выбора перед выборами. Выбора своей судьбы, который предстоит сделать хранителям американской мечты и повелителям грез большей части цивилизованного мира, ее формы.

Но не зря же на попкорн ели, о чем фильм. Сюжет разворачивается в нетолерантный период 50 — 60 х, время богатой холестерином пищи, доминирования WASP, натуральных тканей и холодной войны. Американские спецслужбы из каких-то неведомых болот притаскивают в секретную лабораторию некое существо, силуэтом напоминающее неплохо сложенного самца человека. В среде обитания он числится богом, живет с пожертвований замороченных аборигенов. За время пути не утратил сверхсилы – смешно мигает вшитой под кожу гирляндой, шипит, строит глазки, топорщит гребень.

Цель проекта, главным действующим лицом которого является рептилоид, службисты объясняют мутно. Что-то из области догоним и перегоним Совок. Последний первым запустил в космос свою собаку, а унизительное отставание неприемлемо для сильнейшей в мире нации. Версия не очень внятная, да и зачем. Когда в деле спецслужбы, любая открытая информация может оказаться частью операции прикрытия. Война это путь обмана, опять напоминают китайцы, без которых сейчас никак. Так и тут.

Реальной целью операции является случка. От суровой правды не уйти, вещи надо называть своими словами. Коварная спецура задумала свести рептилоида и человеческую самку для этого самого. Ну как человеческую, с ней тоже далеко не все ОК, и в этом первый, «технический», секрет истории. Эзотерический секрет в том, что и нежные межвидовые отношения, и физический контакт (второй «технический» секрет) между главными героями должны стать чем-то большим, а именно – инициацией главной героини, раскрытием ее «внутренней Богини». Эта Богиня и должна одолеть витающую в околоземном пространстве советскую суку. В идеологическом, понятно дело, плане. Хотя, кто знает.

Прошлое Элизы Эспозито, главной героини фильма, туманно и исполнено намеками на трагичность. К моменту прибытия «Амфибиамена», она служит уборщицей в том же секретном центре. Образ ее раскрыт неплохо и наполнен деталями, некоторые из которых может и не стоило знать. Она некрасива, несет на шее шрамы прошлого, нема, плохо питается, одинока, общение с противоположным полом сводит к соседству с престарелым геем. Эротика в ее жизни представлена утренней «медитацией» в наполненной водой ванной. Пока варятся яйца ("яйца" красной нитью прошивают все смысловые слои фильма, в воде и без нее). Из-за чего постоянно опаздывает на работу, где ее прикрывает похожая на Опру коллега — афроамериканка, претерпевающая от мужа – шовиниста – традиционалиста, но не боящаяся об этом сказать. В прологе Элиза — на дне, с которого ей предстоит всплыть к царственным высотам, благодаря любви в эпилоге.

5a6df7cec1593.jpg

И вот, на наших глазах разворачивается тихая битва спецслужб. Цель американских уже обозначена, но есть своя задача и у предков нынешних кремлевских хакеров, внедривших своего агента в ту же лабораторию. Советы не утруждает себя сложной тактикой, куда им. Не особо мудрствуя, они предпочитают просто физически ликвидировать пришельца из болот, как говорят китайцы — конец в воду. Но длительное проживание в мире демократических ценностей уже сделало свое дело, их агенту, ряженому в халат американского ученого, не выгодно, чтобы его карьера обрывалась вот так внезапно. Возвращаться в мир водки и медведей он желанием не горит, начинает свою игру.

Тем временем американцы действуют. Реализуется нехитрая стратегия соблазнения. Они обустраивают знакомство Элизы и объекта, издеваются и унижают рептильного на ее глазах, создавая удобный контекст для классического "она его за муки полюбила". Не забывают при этом выгодно подчеркнуть его хищную, маскулинную сущность. Но этого мало, задействуют и неизрасходованные материнские чувства. Болотный не подводит, исправно входит в роль и послушно ее играет. Демонстративно откусывает голову коту — этакий символический акт окончания девичьего одиночества. Героиня удовлетворена во всех выстраданных смыслах. Инициация состоялась, сверхсила героини открылась, Богиня проснулась, девчонки рыдают. Но есть нюанс, как говорят в Одессе не только китайцы.

Благодаря вмешательству и четкой командной работе советского интеллигента – перебежчика, вдохновленного прикосновениями рептилоида представителя меньшинств и афрофеминистки, исход ситуации таков, что не позволяет записать окончательную победу ни одной из сторон. Элиза отправляется вместе со своим богом в новую, свободную и счастливую жизнь, но посредством канала для сточных вод. Спецслужбы несут кадровые потери, но что для них человеческие жизни. В общем, выгодная всем ситуация глобального противостояния продлевается в будущее.

Так что фильм – о сливе. В самом его канализационном смысле. Коварная затея и очередной хитрый план под воздействием целого ряда обстоятельств были отправлены в мутную воду. С такой же мутной перспективой в будущем. Доплывет ли наша влюбленная парочка до тихой заводи. Будет ли жить долго и счастливо в теплом болоте забвения, или вылезет на берег чуть ниже по течении и пойдет грабить курятники – неизвестно. А зрителю осталось только определить свое отношение к произошедшему. С рядовым зрителем все просто – он смахнет условную слезу умиления, вздохнет облегченно, порадовавшись то ли за влюбленную парочку, то ли возможности отправится в помещение, где журчит вода.

Умудренным и политически активным киноакадемикам придется сложнее. Слишком прозрачна метафора, далеко не однозначна художественная ценность произведения, но установка дана, вопрос поставлен и придется определяться. Оценка будет ставиться не фильму. А тому комплексу смыслов, который в него упаковал глумливый мексиканский режиссёр. Сознательно упаковал, или случайно, подыгрывая новому вашингтонскому режиму, из вредности или чтоб придать новый импульс голливудской зачистке – то нам неведомо, мы только зрители на этом празднике жизни.

Базовый образ, вынесенный и на обложку фильма, довольно ясно определяет границы ситуации. Элиза и ее рептильный кавалер парят в заполненной водой под потолок комнате. Комната находится над кинозалом, как мы знаем из фильма, с потолка которого уже течет, зрители скандалят и разбегаются. Вода грозит прорваться и затопить святую святых. Если во время не будет открыта дверь и поток не унесет любовников вместе с угрозой для бизнеса. Какую форму воды предпочтете, кого смоет поток – ваш выбор.

Ну и пару слов о птичках, т.е. об амфибиях. Олдскульные зрители, которые введены в заблуждение рекламой и рассчитывают еще при этой жизни увидеть высокотехнологичную экранизацию Человека – Амфибии, культового романа своего детства, будут разочарованы. У "Формы воды" и "Амфибии" Беляева совершенно разные сюжет и практически нет точек соприкосновения, эволюция смыслов идет в совершенно различных направлениях, а некоторая схожие повадки персонажей можно не принимать во внимание. Разве что идея инициации несколько их объединяет. Но проявления и приложения этой идеи настолько многообразны, что позволяют делать сравнения любых, даже случайным образом выбранных произведений.

И в заключение. Если есть желание получать от киносеанса не только встряску от визуальных и звуковых эффектов, но и некоторое ментальное "послевкусие", или хоть какую-то пищу для ума, а заодно и развеять смутную тоску, которую вполне вероятно вызовет "Форма воды", стоит посмотреть еще один фильм, тоже находящийся в прокате. Это "Антлантида" Ксавье Жанс. Тогда может сложиться впечатление, что тема близких отношений людей и рептилоидов выходит на первый план и оттесняет на больших экранах зомби, оборотней и девушек с драконами. Чем не праздник "для думающих людей, которые хотят докопаться до истины". И тогда, уже в ближайшем будущем, нам предложат изучить детально все оттенки этих отношений. То ли плакать, то ли смеяться.

А пока, если ваша жаба постоянно молчит и надолго закрывается в ванной – будьте бдительны.

5a6d820849eba.jpg

PS Пока верстался номер. Появились новости, что фильм обвинен в плагиате. Тоже вариант, чтобы уйти от необходимости принимать решение.