Давно мы с вами ничего не слышали про российские универсальные десантные корабли (УДК), проекта 23900 «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко», строящиеся во временно оккупированном Крыму. Хотя, нет…
Буквально в марте я писал о том, что «Севмаш» отчитался о том, что на его мощностях практически изготовлены для УДК проекта 23900 подшипники, которые будут переданы заказчику летом. Хотя, «Севмаш» ещё в июле 2022 заявлял, что проект подшипников разработан и УДК проекта 23900 получат первый комплект в июле 2023 года. Правда, для испытания этого комплекта необходим валопровод, но его по состоянию на сегодня ещё даже не изготовили. То есть, подшипники, если и передадут, то без валопровода?
В общем, грубо говоря, на изготовление подшипников ушло у «Севмаша» 2 года. Хотя, ещё не факт, что их сдадут и в этот, обещанный срок. Без валопровода. А, что до самого УДК?
А вот по самим УДК были опять представлены на выставке «Флот-2024», в виде не имеющих аналогов в мире макетов, а глава судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов заявил, что корабли будут достраиваться на месте их закладки – в Крыму на судостроительном заводе «Залив»…
Что тут скажешь – отличный выбор!
Если кто забыл, то в июле 2020 года путин, с пафосом и помпой принял участие в закладке двух универсальных десантных кораблей (УДК) проекта 23900, общей стоимостью 100 млрд рублей.
Согласно публиковавшимся тогда в открытых источниках ТТХ УДК, их полное водоизмещение должно было составить 25 тыс тонн, а скорость 22 узла. Какая же российская, силовая установка, с учетом таких ТТХ, ляжет в основу данного проекта, на тот момент оставалось загадкой, ибо такой мощности силовую установку не могли произвести российские предприятия.
Тогда же я задался вопросом, о смысле и статусе кораблей проекта 23900 построенных на оккупированной территории, на мощностях захваченного оккупантами завода. Готовы ли будут эти корабли, принимать порты цивилизованных стран? Пропустит ли Турция таковой плавающий объект через свои проливы, при выходе оного за пределы акватории Чёрного моря? Их функционабельность в Чёрном море, с учётом нынешних реалий.
В августе 2020 года стало известно, что УДК проекта 23900 будут иметь водоизмещение более 30 тыс тонн. То есть, с момента закладки с одними характеристиками в июле, полное водоизмещение выросло на 5 тыс тонн всего за месяц?
Но это было только начало и к декабрю 2020 года, заместитель министра обороны рф Алексей Криворучко заявил, что российские вертолетоносцы будут иметь водоизмещение 40 тысяч тонн. Собственно, ну растет водоизмещение, который год подряд, что с того?
Это говорило о том, что проект УДК менялся буквально на ходу. Характеристики, техническое задание, документация — все корректируется, меняется, вносятся кардинальные изменения в проект. И это все в корабле, который не только никогда не строился на верфях россии и вряд ли его сможет осилить верфь оккупированной Керчи, но и который будет в будущем, подвергнут не меньшему количеству доработок, если только будет достроен вообще.
Это говорило и о том, что с таким подходом, ни о какой передаче первого вертолетоносца флоту в 2025 году (затем перенесли на 2026), а ещё позже на 2027, а второго в 2027-м (перенесли сдачу на 2028-й) и речи идти не могло, а сами корабли явно представляли собой долгострои, предназначенные не для выполнения возложенных на них задач в открытом море, а для выкачки бюджетных средств на протяжении десятилетий.
О том, что УДК проекта 23900 это больше проект для распила бюджетного бабла я писал ещё в 2020-м году, с расчётом, что сданы они будут к 2035 году, когда, по идее, Крым вполне мог вернуться в состав Украины, а эти корабли переданы в качестве контрибуции. Но, с учётом развивающихся событий, возврат Крыма может произойти раньше, а вот получим ли мы эти УДК как контрибуцию – скорее нет, чем да. Скорее как трофей, а точнее, трофейный остов.