В начале декабря ПВО Украины сбила над Чёрным морем российский фронтовой бомбардировщик Су-24. Это один из немногих, уничтоженных в 2023-м году вражеских самолётов. При этом буквально накануне уничтожения этого самолёта, российские СМИ хвастались новой поставкой в вкс рф самолётом Як-130 и Су-30СМ. Собственно, возникает вопрос, насколько россия смогла нарастить производство боевой авиации и компенсировать потери, которые она продолжает нести в войне с Украиной?

 

Но, для начала, прежде чем углубиться в суть вопроса, отмечу, что за 2023-й год, по состоянию на сегодняшний день, согласно данным Генерального штаба ВСУ, российские оккупанты потеряли 41 боевой самолёт. Это, конечно же, далеко от показателя 2022 года, когда россияне потеряли согласно данным Генштаба ВСУ более 250 боевых самолётов. Особенно велики потери были в первые недели боевых действий, когда российская тактическая авиация самоуверенно рассекала в воздушном пространстве Украины.

 

В свою очередь, в 2022 году вкс рф получили 29 новых машин, из которых:

 

Су-57 – 6 ед.;

Су-35 – 7 ед.;

Су-34 – 10 ед.;

Су-30СМ – 4 ед.;

Як-130 – 2 ед.

 

Назвать это компенсацией потерь очень сложно, с учётом того отстрела российской авиации, что происходил в прошлом году. Но, удалось ли россиянам нарастить производство авиации в 2023-м?

 

Производство тактической авиации в россии в 2023.

 

Некоторое время назад я рассматривал вопрос поставок в вкс рф боевых самолётом и в своём материале от 30 октября отмечал, что российские предприятия на тот смогли передать около 18 машин. В частности:

 

Су-57 – 1 ед.;

Су-35 – 8 ед.;

Су-34 – 4 ед.;

Су-30СМ – 2 ед.;

Як-130 – 2 ед.

 

После 30 октября передача авиации продолжилась и, вкс рф получили не менее 8 машин.

 

Так, 22 ноября ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК)  и Новосибирский авиационный завод имени В.П. Чкалова передали вкс рф третью в этом году партию, предположительно, из двух фронтовых бомбардировщиков Су-34, что доводит их общее количество, ориентировочно, до 6 ед.

 

24 ноября ПАО ОАК и Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ) передали вкс рф пятую за этот год партию, предположительно, из двух многофункциональных истребителей Су-35С, что довело их общее количество, ориентировочно, до 10 ед.

 

А 2 декабря ПАО ОАК и Иркутский авиационный завод (ИАЗ) передали вкс рф вторую за год партию многофункциональных истребителей Су-30СМ и учебно-боевых Як-130. Каждая из партий включала по 2 самолёта. Таким образом, общее количество переданных вкс рф за 2023 года по состоянию на сегодня составило 4 единицы, равно как и учебно-боевых Як-130.

 

Таким образом, по состоянию на вторую половину декабря 2023 года, вкс рф получили за текущий год около 26 машин, из которых 4 это учебно-боевые Як-130 и 1 истребитель Су-57, который сложно назвать боеспособным. И это всё показатели поставок при потерях за год, пока ещё, в 41 машину. Успевают компенсировать? Даже в нынешнем формате – нет. И даже более того, россия сейчас теряет в Украине ту авиацию, которую она компенсировать никак не сможет.

 

Потери авиации РОВ в Украине за 2023 год.

 

Когда мы говорим о потерях в 41 самолёт, мы обобщаем разные модели, с разным функционалом и применением. Но, что немаловажно, сейчас россия теряет всё больше самолеты, которые не может производить, а именно, штурмовики Су-25 и фронтовые бомбардировщики Су-24. Кто-то скажет – избавляются от советского хлама. Да, можно так сказать, но какой современный штурмовик, аналог Су-25, производит на сегодня день россия? Никакого.

 

Но, прежде чем углубиться в вопрос потерь, я хотел бы указать на боевой состав российских вкс, согласно тем данным, что были в открытом доступе до 2022 года. Отмечу сразу, полной картины не знает никто и все приведённые цифры приблизительные, поскольку в отношении любой техники, особенно авиации, есть ряд сопутствующих факторов, которые с одной стороны могут указывать на её работоспособность, но не боеспособность и не только.

 

Ниже приведено количество российской авиации с учётом условно, официально боеспособной и той, что находится на хранении — консервации.

 

МиГ-29 – 87/240

МиГ-31 – 129

МиГ-35 – 6

 

Су-24 – 120/273

Су-25 – 180/192

 

Су-27 – 101/359

Су-30 – 110

Су-34 – 149

Су-35 – 114/118

 

Су-57 — 11

 

В настоящее время россияне подвергают опасности свои Су-24 и Су-25, больше чем всю остальную компоненту. Но это пока у Украины не появилось действенного средства противодействия для Су-34/35. Но даже с этими показателями верифицирована потеря не менее 28 штурмовиков Су-25 и не менее 11 фронтовых бомбардировщиков Су-24. Обычно, верифицированные потери отличаются от реальных в 2 и более раза.

 

Иными словами, россия сейчас несёт некомпенсируемые потери в авиации, которую она не только не производит, но и вряд ли сможет восстановить из имеющихся запасов в полной мере.

 

Вывод.

 

За время полномасштабного вторжения в Украину российская тактическая авиация понесла невосполнимые потери. При нынешних показателях работы её производства, она сможет компенсировать потерянный потенциал через лет 10 и никак не раньше. Но потери продолжаются и всё больше из-за объективных причин становятся невосполнимыми вообще.

 

Российские СМИ и разного уровня говорящие головы сообщают о росте производства боевой авиации в россии, но по факту, никакого роста нет, а те показатели которые есть – никак не восстановят пикирующий потенциал вкс рф. При этом, с каждым годом войны в Украине он пикирует всё ниже и ниже.

 

Источник: Obozrevatel

 

Материал опубликован в рамках совместного проекта OBOZ.UA и группы «Информационное сопротивление».