Одной из наиболее приоритетных программ по усилению и модернизации российской армии, являлось авиационное направление. Российская авиация вначале 2000-х требовала масштабного перевооружения, практически всех видов боевых самолетов. И начиная с 2010-х пополнение и обновление, на тот момент, ВВС россии стало с каждым годом наращивать свои масштабы и объемы, достигнув пика поставок в 2014 году – 101 единица техники.
Но, после 2014 года поставки стали снижаться, а качество продукции деградировать. Вторжение в Украину в 2022 и вовсе значительно снизило потенциал российских вкс.
В свою очередь, в июле, первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков заявил о том, что производство боевых самолётов в россии увеличилось вдвое!
«По некоторым позициям мы в два раза увеличили количество боевой авиации, которую выпускаем в адрес министерства обороны. Это Су-30, Су-34, Су-35 — они очень эффективны на линии соприкосновения», — заявил Артяков.
Между тем, реальные показатели производства говорят несколько об ином.
Так, согласно имеющейся в открытых источниках информации, в 2022 году поставки новой боевых самолетов в вкс рф составили 29 самолетов, а именно: 10 фронтовых бомбардировщиков Су-34, 7 истребителей Су-35С, четыре Су-30СМ2, два Як-130 и 6 Су-57. Кстати, не было сдано ни одного МиГ-35С или МиГ-35УБ.
И хотя, 2022-й год оказался не худшим годом десятилетия по поставкам боевой авиационной российской техники, падение поставок очевидно и про перспективы двойного роста явно речи не идёт. Но даже не это главное.
Владимир Артяков отмечал, что достигнуть роста производства им удалось благодаря модернизации производства. Мне сложно судить о том, как можно модернизировать производство в эпоху тотальных санкций, но возникает вопрос… Если верить словам Артякова, то в 2023 российская авиация пополниться минимум 58 образцами техники, благодаря этой мощнейшей модернизации, но, что это тогда было в 2014-м, когда был произведён 101 самолёт?
Например, в 2014 было сдано за год 24 истребителя Су-35С, а это более чем в 3 раза больше чем в 2022.
То есть, даже после мощнейшей модернизации российское производство уровня 2023 года ниже производства 2014?
В 2023 году вкс рф было передано две партии истребителей Су-35С, в июне и в июле, но в обоих случая не сообщалось в каком количестве. Даже бортовые номера самолётов были заретушированы и всё, что известно, их цвет – «синий». То есть, верифицировать поставки сложно, особенно с учётом того, что самолёты одной и той же партии могли быть представлены дважды.
Самолётов Як-130 в 2023 было передано так же, неизвестное количество и была одна партия. С учётом поставок в предыдущие годы, не исключено, что было передано 2 самолёта.
Аналогично по Су-30СМ – передана одна партия, без конкретики, но можно предположить, что она соответствует поставка 2021 и 2022, то есть – 2 самолёта в партии.
В июне так же была передана первая партия за 2023 год фронтовых бомбардировщиков Су-34М. Количество не называлось, но на всех фото и видео передачи фигурировало только 2 машины.
Истребителей, якобы пятого поколения, Су-57 в 2023 пока не осуществлялось.
Таким образом, что мы имеем?
За первую половину 2023 года в вкс рф были переданы:
Су-35С – две партии;
Су-34М – одна партия;
Су-30СМ – одна партия;
Як-130 – одна партия.
При этом не было передач Су-57 и МиГ-35. Исходя из опыта прошлых партий, можно предположить, что общее количество переданной авиации в пределах 10 единиц.
И исходя из всего вышеизложенного, мы должны поверить Владимиру Артякову в то, что производство авиации в россии выросло в 2 раза?
С 2014 года, когда против россии стали вводится санкции, отчётливо прослеживалась устойчивая деградация производства боевой авиации рф. Так же, попутно, фиксировалось и падением качества и надёжности производимой продукции. И с учётом современных тенденций, возникает серьёзное сомнение, что россии удастся выбраться из возникшего авиационного тупика, не говоря уже о неких эфемерных наращиваниях производства.