Пару лет назад я сравнивал проект российского супер-ледокола ЛК-120 «Лидер» с другим супер-проектом российского кораблестроения, только уже военного – супер-эсминцем проекта 23560 «Лидер». Сравнивал в контексте, что оба так никогда и не будут построены.

И если от проекта эсминца «Лидер» в россии действительно отказались, понимая свою неспособность строить подобные военные корабли, то ледокол все же решили начать реализовывать, попутно распиливая бюджет объемом 130 млрд руб.

Так, в 2020 году российский судостроительный комплекс «Звезда» официально объявил о начале строительства головного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер», получившего название «Россия», водоизмещением более 71 тыс тонн и мощностью 120 МВт (163 тыс л.с.) на валах. Построить ледокол тогда обещали за 7 лет.

В 2020 году я отмечал, что до россии, самые большие атомные ледоколы строил СССР водоизмещением в 25 840 тонн. Это были ледоколы проекта 10521 типа «Арктика». В настоящее время, самый большой атомный ледокол — печально известный «Арктика» проекта 22220, водоизмещением 33,5 тыс тонн, вводившийся в строй с поломками.

Кстати, «Арктику», в два раза меньшую чем «Лидер», построили так же за 7 лет.

То есть, россия вознамерилась построить за 7 лет корабль, который не строили даже в СССР, куда более технически технологически развитом, нежели современная рф и который в 2 раза больше корабля, который она не смогла построить и сдать не дефективным, за те же 7 лет?

Изначально я сомневался в этих планах, а затем, супер-ледокол «Лидер» и вовсе пропал из новостных лент и я о нем забыл. И вот, петербургское предприятие «Новая ЭРА» напомнило о забытом «не имеющем аналогов в мире» ледоколе, заявив, что поставит электроэнергетическое оборудование для «Лидера». Если точнее, то речь шла об установке комплектного распределительного устройства в морском исполнении К-318 НЭ.

Казалось бы, постепенно «Лидер» обрастает новым оборудованием, правда известно об этом становится на второй год после помпезного начала работ над ледоколом… или?

Дело в том, что ячейка К-318 НЭ повышенной механической стойкости – предназначенная для комплектования распределительных устройств, классов напряжения 6 или 10 кВ фортификационных, морских и береговых объектов. Но, что самое главное – это новая техника, в описании которой присутствует интересная строка: «Допускается эксплуатация на морских и береговых объектах».

Допускается?

Дело в том, что К-318 НЭ это не прошедшее полного цикла испытаний на морских объектах оборудование, в определенном смысле сырое и требующее еще дополнительного цикла испытаний.

Рискованный выбор оборудования? Если только до момента завершения строительства «Лидера» оно не пройдет всего цикла испытаний и не подтвердит свою надежность. А если строительство не будет завершено и вовсе, так это же вообще «бинго!» И видимо, именно на это и делается расчет.

Источник: группа Информационное сопротивление