Россия продолжает пытаться реализовать проект САУ на колесном шасси, более известный как «Коалиция-СВ-КШ». И намедни в выпуске «Ракетно-техническое и артиллерийское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации» была представлена данная САУ для обзора широкой публики, причем с нарративами о том, что данное направление в значительной степени превзойдет такие артустановки как 2С19М2 и 2С35.
Если честно, то теме «Коалиция-СВ-КШ» я лишь однажды уделил внимание, когда меня привлек ажиотаж вокруг данной САУ созданный китайскими СМИ. Причем китайские эксперты знатно критиковали данную колесную артустановку. Правда, справедливости ради стоит отметить, стимул критическому порыву придавала попытка защитить китайскую САУ SH-1 от потенциального конкурента.
Что же, китайцам не впервой «мочить» российскую оборонку на информационном плацдарме, однако, есть очень интересный момент, заключающийся в том, что в РФ весьма серьезно настроены, переходить если не полностью, то в значительной степени на колесное шасси для своих САУ. А потому, следует обратить более пристальное внимание на «Коалиция-СВ-КШ».
Прежде всего, хотелось бы отметить, что одним из основных доводов в пользу колесного шасси является его дешевизна, в сравнении с гусеничным. Возможно в случае с РФ, где бюджетные проблемы с каждым годом становятся все более острыми, это был один из весомых и основных доводов при переходе в перспективе на подобную компоновку САУ.
За основу для «Коалиция-СВ-КШ» взято шасси КамАЗ-6560. В качестве орудия, россияне не стали изобретать велосипед и попросту разместили башню от 2С35 «коалиция-СВ», со всем сопутствующими ТТХ, на КамАЗ-6560. И в этом, пожалуй, основной минус, демонстрирующий как уязвимость данной САУ, так и не способность российской военно-конструкторской мысли пойти дальше имеющихся возможностей.
Напомню, что в прошлом году российская пропаганда осуществила небывалый информационный прессинг украинской САУ «Богдана» на колесном шасси. Прессинг, который заключался в первую очередь в том, что в информационном пространстве российские пропагандисты пытались нивелировать то, что получилось у Украины и до чего до сих пор не смогли дойти сами россияне – создание, пускай прототипа, но колесной САУ не башенного типа.
Аналогичную концепцию, например, используют французские САУ CAESAR или израильская ATMOS 2000. В свою очередь, на шасси КамАЗ разместили башню, вес которой, без боекомплекта, превышает 13,5 тонн. Полный боекомплект — это 70 снарядов, вес которых, в зависимости от типа боеприпасов, может варьироваться от 3,5 тонн до более 4 тонн. Таким образом, максимальный вес башни составит более 17-18 тонн.
В сумме с массой шасси КамАЗ-6560 (стандартная 14,4 тонны, но в данном случае используется усиленная точные данные о которой отсутствуют) мы получаем монстра массой более 32 тонны. Почти в 2 раза тяжелее САУ CAESAR и на треть тяжелее ATMOS 2000.
Конечно, в сравнении с гусеничной САУ 2С35 «Коалиция-СВ» выиграно около 15 тонн массы, но такой показатель все равно создает ряд сложностей, а именно – она лишается преимущества колёсных САУ, которое им дает мобильность и легкий вес.
В частности, вес этой САУ будет влиять на её проходимость по бездорожью, особенно с учетом реалий РФ. Использование в полевых условиях будет иметь ряд ограничений, ведь данная САУ может оказаться трофеем лишь потому, что не выберется из заурядного болота.
Так же, вес и габариты вносят коррективы и в транспортабельность данной САУ, которая в оперативном режиме на большие расстояния будет по силам лишь таким самолетам как Ан-124, которые в свою очередь у РФ в ограниченном количестве и возобновить их производство российским предприятиям все никак не удается.
А потому, если САУ 2С35-1 «Коалиция-СВ-КШ» и увидит свет, то на международном рынке она вряд ли найдет покупателей, а на своих просторах, она не внесет особых корректив в баланс сил, а наоборот, доставит больше проблем артиллеристам, которые получат более капризную и хрупкую 2C35.