Намедни практически все российские СМИ, а также некоторые подыгрывающие им украинские, сообщали о том, что на государственные испытания был отправлен новейший российский истребитель поколения 4++ МиГ-35.
Ничего нет удивительного в том, что российская пропаганда так обходительна с новыми образцами вооружений, превозношение и гипертрофированный пиар которых являются в гибридной журналистике превалирующими. Однако нас эта деградация не касается, и потому, по поводу новейшей грозы небес, мы можем высказываться, как говорится, по факту.
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на те манипуляции, которыми так любят пользоваться российские СМИ, освещая достижения своего ВПК. Как я уже неоднократно писал, на сегодняшний день весь потенциал российской оборонки — это развитие советских заделов. Таковым является и МиГ-35, который, по сути, является глубокой модернизацией МиГ-29, которая началась в 1990-х. Даже само название МиГ-35 появилось лишь во второй половине 2000-х, а до того данный самолет представлялся как МиГ-29М/М2, а на авиасалоне МАКС-2005 его демонстрировали как МиГ-29М ОВТ.
Официально же МиГ-35 был представлен международной публике на авиасалоне «Аэро Индия — 2007» и «МАКС-2007». То есть, намедни российские СМИ рассказывали обывателям о самолете, который преодолевает свой путь к Олимпу уже более десятилетия? Не думаю, что его можно называть новейшим с учетом такой долгой дистанции, даже не принимая во внимание факт модернизации, а не совершенно новой разработки.
Что интересно, судьба МиГ-35 могла сложиться по-другому, а именно – этот истребитель должен был пойти сразу на экспорт в братскую и дружественную Индию. Однако МиГ-35 не удовлетворил требования Министерства обороны Индии, а именно: его радары не обнаруживали цели на дистанциях затребованных в тендере, а двигатели РД-33МК не обладали необходимой тягой.
В итоге, лишь в апреле 2015 МиГ-35 улыбнулась экспортная удача, и он отправился в Египет. Что же до самих ВКС, то в их состав истребитель должен был поступить в 2016 году, но позже звездный час МиГ-35 перенесли на 2018-й, а теперь говорят о серийных поставках в конце 2019.
Конечно, не исключаю, что МО РФ таки закажет для поддержания жизнеспособности корпорации «МиГ» энное количество истребителей, но пристальное внимание к этому самолету, как мне кажется, вызвано совсем другим.
Дело в том, что в прошлом месяце генеральный директор корпорации «МиГ» Илья Тарасенко сообщил, что Россия может передать Индии технологии, которые использовались при создании (читай — модернизации) МиГ-35 (читай – МиГ-29). То есть, иными словами, Кремль продолжает борьбу за рынок отдаляющейся к калифорнийским берегам Индии. И именно МиГ-35 сейчас является той ставкой, которая компенсирует потери РФ от прекращения совместного российско-индийского проекта FGFA (Су-57) и экспансией американских авиастроительных компаний в Индии.
Что же, происходящее вокруг МиГ-35 назвать иначе как цирком для обывателей, стимулирующим надпочечники, безбожно убитые «бояркой», я не могу, а значит, говорить о его светлом будущем тоже не приходится.