После полномасштабного вторжения в Украину российских войск и ввода наиболее жёстких санкций Запада против РФ, от страны агрессора стали дистанцироваться многие её исторические партнёры. Среди таковых оказалась и Индия, которая до 2022 года была одним из основных покупателей российского оружия.
Только согласно открытым источникам, индийские вооружённые силы имеют в своём составе более 60% вооружений советского и российского образца. Тем не менее, политика Нью-Дели всё больше демонстрирует дистанцирование от российского партнёра в вопросах закупок новых вооружений. Причём это обусловлено не только санкционными вопросами.
Индия в прошлые десятилетия покупала советское и российское вооружение, поскольку оно было дешевле западных образцов, могло быть приобретено со скидками и в кредит, который нередко выделялся банками СССР и России, а так же могли иметь льготные условия по срокам оплаты и не только. Но, постепенно, Нью-Дели, по мере становления страны как экономически обеспеченной, стало всё больше уделять внимание развитию своего собственного ВПК и приобретению более высокотехнологического и современного вооружения. И Россия в этой категории, безусловно, проигрывала.
Отдаление Индии от России.
Примеров отдаления Индии от России множество. Индия отказалась от предложения о покупке истребителей МиГ-35. «Микояновцы» пытались участвовать в конкурсе MMRCA 2011 года, с надеждой продать индусам 126 МиГ-35, но этим планам не суждено было осуществиться.
В 2019-м РФ предложила Индии заключить межправительственное соглашение по совместному строительству подводных лодок с воздухонезависимой энергоустановкой, с перспективой постройки 6 таких субмарин. Забавно то, что, у России на сегодня нет ни одной современной (именно современной, а не доставшейся по наследству от СССР) ДЭПЛ подобного типа, за исключением подводной лодкой проекта 677 «Лада», известной своими регулярными ЧП. Разумеется, Индия отказалась.
Так же Индия предпочла южнокорейские версии французских ЗРК малой дальности Crotale NG — K-SAM Chunma и 30-мм ЗУ K30 Biho, вместо российского предложения в виде ЗРПК 9К22 «Тунгуска».
Продолжать можно долго, но факт в том, что Индия и вправду, на протяжении нескольких лет стабильно и системно дистанцируется от российского ВПК. После же полномасштабного вторжения в Украину эти контакты и вовсе были сведены к минимуму, ограничившись в основном вопросами обслуживания той техники, что была приобретена ранее. В частности, очень проблемных Су-30МКИ.
Дистанцирование Армении от России.
Что самое интересное, Армения аналогично дистанцируется от России последние несколько лет. А если быть точнее, то процесс этот начался с 2020 года, сразу после 44-х дневной войны.
В ноябре 2023 премьер-министр Армении Никол Пашинян отметил, что Россия не поставляет его республике оружие, счета, за которые уже оплачены, то есть, срывает свои обязательства. Хотя, на тот момент он это пояснил тем, что России самой оружие нужно как никогда ранее.
А 1 февраля 2024 года Никол Пашинян открыто заявил, что дальнейшее развитие армянской армии невозможно в сотрудничестве с Россией. При этом не менее 95% армянских вооружений это либо советское наследие, либо поставки из России. Но, в складывающихся на сегодняшний день условиях, полагаться на российские поставки не приходится.
В целом, ничего удивительного.
Россия в Украине несёт колоссальные потери. В месяц в Украине российская армия теряет больше техники и людей, чем за год войны в первой или второй чеченской войне, за всю 5-ти дневную войну в Грузии или операцию в Сирии. России сейчас некогда выполнять экспортные контракты, когда весь её ВПК загружен на компенсацию регулярных потерь.
Более того, неоднократно в зоне боевых действий у российской армии замечалась техника, предназначенная для экспорта. Например, ЗРПК «Панцирь-С1», в иракском камуфляже, или экспортная модификация танков Т-90С. Всё это говорило о том, что даже экспортные заделы отправляются в бой, из-за нехватки техники у российских войск в зоне БД.
А потому, дистанцирование Армении и Индии от России в вопросах ВТС это комплексный результат, как действия санкций, так и снижения экспортных возможностей самой же РФ. Но конкретно в этом дистанцировании есть отличительная черта.
Армения и Индия нашли друг друга.
Отдаляясь в вопросах ВТС от России, Армения и Индия сближаются между собой и, сейчас Нью-Дели становится военным союзником №1 для Еревана, занимая львиную долю поставок вооружений для армянской армии.
Индия очень быстро стала осваивать рынок Армении и уже известно о контрактах на поставку радиолокационных станций обнаружения артиллерийских позиций Swathi Weapon Locating Radar (WLR), 214-мм реактивных систем залпового огня Pinaka, противотанковых ракетных комплексов "Naq", 155-мм буксируемых гаубиц ATAGS (Advanced Towed Artillery Gun System), зенитно-ракетные комплексы AKASH и комплексов для борьбы с БПЛА и т.д. Так же не стоит забывать и про поставки боеприпасов для стрелкового вооружения и артиллерии.
Военно-техническое сотрудничество между Арменией и Индией начинает исчисляться не сотнями миллионов долларов, а превышать миллиард, постепенно переходя в категорию миллиардов.
Но, стоит признать, что быстрой и всецелой компенсации роли России по всей номенклатуре вооружений, которая нужна для пополнения арсенала армянской армии, Индия не сможет осуществить. Процесс такой компенсации и замены роли России в армянской армии может занять года.
С другой стороны, Армении и не нужна полная замена российского оружия в войсках, от него она отказываться не будет, а вот восстановление утраченного потенциала в ходе 44-х дневной войны в 2020-м и 24-х часовой в 2023-м... Эту потребность растущий и набирающий обороты индийский ВПК полностью сможет удовлетворить уже в ближайшие 2-3 года. Лишь бы Ереван был платёжеспособным. А он, судя по всему, в этом вопросе платёжеспособность будет сохранять при любых ситуациях, поскольку милитаризация для Еревана становится основой внутренней политики.
Источник: Оbozrevatel
Материал совместного проекта OBOZ.UA и группы «Информационное сопротивление».