«Если птица выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это явно утка» (c) Народная мудрость.

 

В, уже достаточном далёком 2014 году, когда я стал заниматься контрпропагандой российской гибридной агрессии, я впервые осознал, что такое уровень интеграция агентурной сети страны-агрессора не только в Украине, но и в мире. В странах бывшего СССР, в Европе, США, Африке и так далее. Углубляясь в суть этих процессов и элементов воздействия, я понимал, насколько сложно будет доносить общественности то, насколько глубоко внедрилось российское зло.

 

Очень сложно было с 2014 по 2022-й выдерживать баланс в своих заметках, не раскрывая то, что многие считали героическим или проявлением свободы слова, борьбой с коррупцией и прочими элементами, которые российские спецслужбы научились эффективно использовать в целях дестабилизации и дезорганизации ещё со времён СССР. И в 2022-м, после того как произошло полномасштабное вторжение, мне показалось, что очевидное станет очевидным и агентура рф будет вскрываться в режиме нон-стоп… но, нет.

 

В Украине российская агентура на сегодня вскрыта не более чем на 10%. Но, что самое печальное, в большинстве своём, та часть агентуры рф которая интегрирована в наше информационное пространство, на сегодняшний день не только продолжает выполнять свои функции, но и получает мировое признание того или иного типа регалиями.

 

Об одном из таких представителей поговорим сегодня…

 

В не таком уж и далёком 2022-м Премию Гонгадзе получил фотожурналист Associated Press Мстислав Чернов, который более двух недель освещал блокаду Мариуполя.

 

Тогда, в мае 2022 я сдержанно прокомментировал это награждение следующим образом: «Не удивляйтесь, если со временем увидите сэлфи бухающих вместе Мстислава Чернова, Александра Коца и Семёна Пегова.» И тогда, четыре года назад, причины тому были. Но, начну издалека.

 

2018 – украинские нацисты.

 

В далёком 2018 году Associated Press опубликовало статью «В украинском лагере националистов детей учат убивать» о том, что в Украине детей учат убивать в специализированных лагерях под патронатом государства. То есть, власти Украины, в лице «Министерства молодежи и спорта» якобы финансировали «лагеря националистов». 

 

Вот только в качестве доказательства приводился лагерь «Гарт волі» курируемый ВОО «Сокіл», который финансовой поддержки от государства не получал. Но репортаж «американских» журналистов беларуса Юры Карманова и украинца Мстислава Чернова очень хорошо зашёл своей скандальностью и его бездумно перепечатали не только ABC News, Washington Post и британский Daily Mail, но и с удовольствием подхватили Lenta.ru, «Первый канал» и многие другие российские информационные сливные бачки. Между тем, данный материал не только удачно вписывался в российскую пропаганду о национализме в Украине, но и отвлек внимание от создававшейся в самой России, на деньги государства, «ЮнАрмии» – аналога Гитлерюгенда.

 

Уже тогда, таким уровнем манипуляций и интересом к работам журналиста Мстислава Чернова российской гибридной компонентой СМИ, меня заинтересовала данная персона. И, как мен кажется, я оказался прав.

 

2020-й коронавирусный апокалипсис в Украине.

 

В 2020-м он на страницах Associated Press публикует материал "Ukraine"s hospitals under strain, even with few virus cases", посвященный борьбе с коронавирусом в Украине. Авторами материала стали журналисты Мстислав Чернов и Юра Карманов, а сама статья рассказывала о тяжёлой работе медиков города Черновцы и других населённых пунктов в Украине.

И вот казалось бы, всё в этой статье по делу и с уважением к непростому труду медработников. Но с первых же строк чувствовался какой-то уж больно знакомый нарратив, встречавшийся мне тогда не единожды на других информационных площадках, национального домена ".ru".

 

Так, в вышеупомянутой статье рассказывается о медицинских работниках в самодельных защитных масках и костюмах, о пластиковых пакетах поверх обуви вместо бахил, о 250 пациентах в больнице, рассчитанной на 150 человек, о вскрытии трупов умерших от коронавируса на улице под деревьями, и самодельных костюмах, которые медработникам шьёт местный сапожник!

 

Разумеется, проблем у украинской медицины, особенно в местах, где наблюдается особо сильная вспышка COVID-19 — множество и о них в, не меньшей степени регулярно сообщают украинские СМИ. Но, то о чём пишут журналисты Associated Press словно вырвано из пост-апокалиптической реальности. Или не вырвано, а специально помещено в её декорации?

 

Например, статья американского ресурса с описанными в ней сюрреалистичными ужасами уже приглянулась российским ресурсам. Российские СМИ серого сегмента, форумы и просто ура-патриотические блогеры, распространяли этот материал с пометкой "американские журналисты сообщают".

 

Дело в том, что Россия, скрывающая масштабы эпидемии у себя, использовала такие материалы для распространения фейков и манипуляций, относительно эпидемиологической ситуации в других странах. И в приоритете у российской пропаганды акцент внимания на ситуации с эпидемией COVID-19 в США, "спасение" российской военной разведкой Италии, а для Украины выбрана роль преувеличения масштабов. Ведь удивительно, что Украина справлялась тогда с эпидемией куда лучше, чем Россия.

 

Но если с интересом российских СМИ к данному материалу все понятно, то, что же не так с самой статьёй?

 

Что же до материала Мстислава Чернова и Юрия Карманова, то в их материале, заполненном огромным количеством фотографий, я не увидел самодельных, сшитых сапожником защитных костюмов. Не увидел самодельных защитных масок. Что же до вскрытия тел умерших от коронавируса, то "американским" журналистам видимо было неизвестно, что тела умерших от COVID-19 не вскрываются судмедэкспертами.

 

Но это всё дело прошлого, не так ли… Манипулятивного, непрофессионального, замешанного на страхе и эмоциях и немного подогревания российской пропаганде… Или нет?

 

Беларусь 2020.

 

Странным образом именно Мстислав Чернов получает возможность в 2020-м делать фоторепортажи протестов в Беларуси. И, невероятно, именно он вечером 10 августа делает фото гибели Александра Тарайковского.

 

Что самое интересное, утром 10 августа 2020 года я опубликовал статью "Гибридной Беларуси срочно нужен свой гибридный Джордж Флойд" в которой, описывая события прошедшей в Минске ночи подчеркнул, что для катализации деструктивных процессов в РБ, необходима сакральная жертва. Не местный сумасшедший, который бросается под колеса автозака, а невинный протестующий, погибший мученической смертью.

 

И ночью 10 августа погибает Александр Тарайковский, смерть которого заснял корреспондент Associated Press Мстислав Чернов.

 

Надо же такому совпадению случиться? Или это журналистская удача?

 

44-х дневная война в Карабахе.

 

После Беларуси Мстислав Чернов оказывается сразу же в эпицентре боевых действий в Карабахе, причём на стороне, на тот момент ещё пророссийской Армении. Причём в своих репортажах регулярно делает акцент на "страданиях" армянского народа, с акцентом на религиозный подтекст.

 

Мстислав Чернов, украинский журналист Associated Press в 2020-м публикует материалы, в основном с армянской стороны и по своему контексту очень напоминающие те нарративы, которые до этого доносили находящиеся в зоне конфликта военные корреспонденты "Комсомольской правды", WarGonzo и т.д.

 

То есть, фактически, получается, что украинский журналист, пускай и работающий на Associated Press, что ещё хуже, ведь это информационная площадке международного уровня, но освещает события в Нагорном Карабахе с латентной проармянской позиции. Но дальше, как говорится – больше!

 

Фото и видео из Нагорного Карабаха от украинского журналиста Associated Press Мстислава Чернова популяризировали в первую очередь российские пропагандисты и площадки аффилированные МО РФ! Александр Коц, Семён Пегов, Дарья Асламова и прочие!

 

Именно Мстислав Чернов снимал на кладбище в Ханкенди прилёты, якобы, азербайджанских РСЗО, хотя, очевидно было, что это инсценировка. Именно он стал снимать репортажи о религиозной компоненте в НВФ Армении, когда российские пропагандисты стали распространять нарратив про "Православный джихад".

 

И вот, наступает 2022-й…

 

Мстислав Черной оказывается в Мариуполе и снимает прилёт по роддому, где в кадр попадет мадам, ставшая на несколько месяцев лицом оккупации, но оказавшаяся в результате ватницей, сейчас целиком и полностью поддерживающей оккупационную власть. Серьёзно? Вот так, всё просто, да?

 

 

 

Из ватницы, за которой тянулся длиннейший след симпатий россии, делают очень резко героиню, фото которой пихают в каждый возможный таблоид, а потом эта "страдалица" начинает приклоняться оккупантам? Совпадение? Нет, очень продуманная операция на уровне интеграции в украинское общество Нади Савченко, которая успела получить "Героя Украины", а вот эта вот особь осталась на оккупированной территории и получила пилотку и суточный паёк. Но – факт.

 

В мае 2022 данный фотокорреспондент получает премию имени человека, отдавшего жизнь за то, во что он верил! Получил за что? За репортаж о "нацистских лагерях" для детей в Украине? Или за репортаж о геноциде православных в не православном Карабахе, оккупированном не православной Арменией? Или за фотосессию ватницы, облизывающей оккупантов?

 

В 2021-м году я принял участие в написании монографии для Национальной Академии СБУ " Стратегічні комунікації в умовах гібридної війни: погляд від волонтера до науковця " в которой изложил методы российских спецслужб интеграции агентуры в среды политические, общественные, журналистские… Это был 2021-й год. Седьмой год контр-пропагандистской деятельности на данном поприще. Седьмой год с надеждой на изменение ситуации в будущем…

 

По состоянию на 2024-й ничего не изменилось.

 

Свободная журналистика выглядит сейчас именно так. Утка, гадящая в озеро, притворяющаяся некой иной птицей. Потому, что это не свободная журналистика. Это – утка.

 

Хотя, это может быть не больше чем моей собственной паранойей и, я ошибаюсь. Даже с учётом всего вышеизложенного фактажа. Тогда ладно. Живем, как живём – ОК.