В последнее время одной из самых обсуждаемых тем стало внедрения в войска дивизионной системы управления, хотя о необходимости такой реформы говорится уже как не первый день и даже не первый год. И эта система действительно крайне важна — в том числе и для повышения эффективности Сил обороны Украины в вопросах противодействия растущей численности российских оккупационных войск.

 

В последние несколько месяцев я публикую материалы, посвященные возможным решениям в противодействии растущему количеству пехотной компоненты РОВ. В 2022 году российские войска вторглись в Украину в количестве 180 тысяч человек, а по состоянию на конец октября 2024 года их количество превысило 550 тысяч. А в первой половине 2025-го уже может достигнуть 700-750 тысяч оккупантов – с учетом увеличения ВС РФ с 1 января следующего года на 180 тысяч, повышения выплат контрактникам и привлечения иностранных войск, в частности – КНДР.

 

В рамках этой проблематики я уделил внимание вопросам обязательного насыщения войск батальонной артиллерией с особым акцентом к звену рота-взвод

 

Была рассмотрена необходимость расширения номенклатуры РСЗО и повышения внимания к легким реактивным системам

 

Кроме того, важным аспектом противодействия пехоте были, есть и остаются противопехотные заграждения. Но в условиях численного превосходства РОВ данная компонента обороны должна быть гипертрофированной и выведенной за рамки стандартов, что также рассматривалось в соответствующем материале. 

 

Как ни странно, дивизионная система управления тоже является неотъемлемой частью повышения обороноспособности в условиях тотального численного превосходства противника и именно этой теме посвящен сегодняшний материал. Но начнем с вопроса ее отсутствия у Сил обороны Украины.

 

Проблемы отсутствия ДСУ

 

На сегодняшний день Оперативно-тактические группы, основной единицей которых являются формирования уровня «бригада», вынуждены противодействовать противнику, применяющему в войне группы войск на базе Общевойсковых армий (ОВА) и Армейских корпусов (АК).

 

Фактически возникает ситуация, когда несколько бригад на одном участке фронта противостоят одной и более ОВА или АК. При этом взаимодействие между бригадами Сил обороны Украины, мягко говоря, не всегда может похвастаться высоким показателем, в то время как, грубо говоря, единоначалие ОВА и АК, при всех недостатках их действий на тактическом уровне, сохраняет высокий уровень контроля над подразделениями на любом этапе проведения наступательных и оборонных операций.

 

К слову, о живучести системы управления РОВ говорилось еще в 2022 году. Несмотря на довольно примитивную концепцию, они сохраняли стабильность управления войсками при серьезных потерях в командном составе младшего, среднего и даже высшего офицерского звена.

 

В свою очередь в СОУ, к сожалению, уникальные примеры полной синергии между бригадами в большинстве случаев как раз наоборот: действует принцип «моя хата с краю», то есть, вот зона ответственности и дальше ее границы — ни ногой. В ряде случаев командиры бригад даже докладывали «наверх» обстановку, значительно приукрашая действительность, что приводило к неверному понимаю ситуации командованием, а когда происходили прорывы РОВ, то… То выводов особо не делалось, поскольку проблема взаимодействия как была, так и остается.

 

Практически 50% случаев прорыва РОВ и захвата территорий и населенных пунктов в куда более короткие сроки, чем возможно было их удержать – это проблемы взаимодействия подразделений. А если населенный пункт, который враг захватил за неделю, можно было удерживать в обороне месяц, два, полгода, то это перемалывание вражеского ресурса и истощение его без существенного изменения линии боестолкновения.

 

Именно поэтому изменение системы управления является важным моментом в адаптации Сил обороны Украины к растущему людскому ресурсу российских оккупационных войск. Ведь при продолжающемся отсутствии координации действий и лишних звеньев в управлении противостояние бесконечным волнам маршевых батальонов врага может обернуться непоправимыми потерями оперативно-тактического уровня.

 

Плюсы ДСУ

 

Дивизионная система управления решает проблему плохой координации, либо ее полного отсутствия, между подразделениями.

 

В рамках ДСУ зона ответственности охватывает больший участок, в границах которого проводится слаженное управление не приданными, а имеющимися подразделениями. В результате повышается степень взаимодействия и координации между подразделениями и значительно расширяется свобода действий без рисков на тактическом уровне.

 

Не менее важным является отсутствие ответственности на уровне бригады за «плохие новости» и принятие решений о купировании проблемы на оперативно-тактическом уровне — без задействования командного звена стратегического уровня. Проще говоря, проблематика может решаться на дивизионном уровне.

 

Такой подход в перспективе может на порядок повысить эффективность противодействия российским оккупантам. И  при реализации в 2025 году не только значительно повлиять на процесс истощения врага, переориентирующегося на применение в основном пехотной компоненты в наступлении, но и расширить возможности по контратакующим и контрнаступательным действиям.

 

Минусы ДСУ.

 

У любой системы всегда есть как плюсы, так и минусы. И дивизионная ситема управления не исключение.

 

Прежде всего, минусом является командный состав, который должен быть высокопрофессиональным и полностью понимать работу данной системы в соответствующих реалиях. За время полномасштабной войны мы неоднократно были свидетелями назначения на должность, например, командиров бригад тех людей, которые и близко не смыслили в данной области, что вызывало негативную реакцию у подразделений.

 

Также минусом является тот факт, что реформирование может вызвать сопротивление среди тех звеньев, которые пользовались нынешней структурой в своих интересах и будут упразднены либо реформированы. Поэтому не исключены случаи саботажа и вредительства.

 

И самым важным недостатком, на мой взгляд, является то, что это реформирование должно будет проводиться в горячую фазу противостояния на поле боя. То есть, по объему и риском задача стоит титаническая, так как не просто сломать старую систему и внедрить новую, но при этом не навредить фронту. Это требует серьезнейшей подготовки и слаженности на всех уровнях исполнения и внедрения новой концепции.

 

Выводы.

 

Переход на дивизионную систему управления — это давно назревающее решение, от принятия и правильного внедрения которого  будет зависеть, ни много ни мало, будущее Украины.

 

Нынешняя система управления уже неоднократно подтверждала свою недееспособность и архаичность — в противопоставлении на поле боя концепции ОВА и АК. В 2025 году ситуация ухудшится за счет расширения возможностей командования РОВ осуществлять больше давления на тактическом уровне, что, при игнорировании этой проблемы, может привести к серьезным негативным последствиям на фронте. Поэтому подготовка, адаптация, применения всех имеющихся инструментариев и концепция СОУ с ориентиром на противодействие таким угрозам уже должны происходить.

 

От разговоров давно пора переходить к действиям. В противном случае в 2025 году мы будем говорить не о контрнаступлении и освобождении территорий, которые не сможет удерживать под натиском истощенный и ограниченный в ресурсах враг, а об очередных потерянных тысячах квадратных километров.

 

Источник: Оbozrevatel

 

Материал опубликован в рамках совместного проекта OBOZ.UA и группы «Информационное сопротивление».