В последние дни мне почему-то всё чаще задают вопросы о будущем украинского ВПК. Что мы сможем производить после войны, а что придётся закупать. И на все эти вопросы я даю всегда одинаковый ответ – мне это неизвестно.
Безусловно, украинский ВПК на момент полномасштабного вторжения был весьма живучий и перспективный, но мы сейчас не знаем, насколько он повреждён, разрушен и недееспособен, или более того, какие направления и вовсе не подлежат восстановлению.
С другой стороны, что нам мешает пофантазировать, поразмышлять на эту тему с не столько определённостью, сколько с условностью?
В этой связи я решил начать серию материалов из раздела «что будет если?» И первый материал будет посвящён перспективе танкостроения Украины, после войны, каким его вижу я, со своей субъективно-дилетантской позиции.
Танкостроение в Украине всегда опережало российское и наши «Объекты», как не реализованные, так и пошедшие в серию, по ряду показателей намного лучше российских аналогов. Танк же Т-64 и вовсе можно считать ОБТ с безграничным заделом на модернизацию на все времена.
Кстати, именно украинские Т-64 стали первые устанавливать динамическую защиту под наиболее эффективным для противодействия углом 45 градусов, в то время как россияне ещё долго применяли 70-80-ти градусную компоновку на башне.
Единственное чего всегда не хватало украинскому ВПК и танкостроению в том числе – это финансирования и технологий. В особенности современных технологий, кардинально отличавшихся от советских, чего нам никогда не давали наши партнёры... Даже после 2014.
Например, танк «Оплот» значительно опережал российские Т-90 и на равным позиционировался с западными образцами. Но на его массовое производство не хватало финансирования, не было заказа, а для регулярного улучшения характеристик, чтобы он соответствовал обновляемым вызовам, не было технологий.
Разумеется, после войны львиную долю нашей танковой отрасли будет занимать ремонт повреждённых образцов и модернизация. Не исключено, что возможно возрождение производства «Оплота», но мне кажется, в данном случае лучше развивать отрасль уже по стандартам НАТО. Тем более что у нас есть задел, который вполне можно адаптировать под стандарты НАТО, причём конечный результат будет опережать даже западные образцы на поколение!
Дело в том, что в 2018 году в «Укробронпроме» заявляли, что «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. Морозова» ведет работы по созданию перспективного танка нового поколения, с новым моторно-трансмиссионным отделением, новой системой вооружений, защитой и системой управления огнем. Главное, что наводило на догадки о том, что это за танк — количество членов экипажа. Их всего двое!
Вероятнее всего, а так и было, речь шла о дальнейшем развитии Объекта-477А1 «Нота», который поимо сокращенного экипажа, должен был обладать 1500 сильным двигателем 6ТД-3 и 152-мм пушкой 2А73 либо ЛП-83, размещенной на необитаемой башне.
Проблема «Ноты» в бытность работы над ней заключалась в том, что для своего времени она была слишком передовой и в полной мере автоматизировать все задуманные процессы, не удавалось, а после распада СССР… Ну, вы поняли – отсутствие финансирования и технологий.
В современных условиях, в перспективе, оставляя неизменной основу танка «Укробронпром» может его полностью переоснастить, начиная от ствола и заканчивая электронной начинкой. Фактически, имея собственные ресурсы и доступ к западным технологиям, мы сможем производить уникальный танк, созданный, а точнее, модифицированный, согласно стандартам НАТО.
И именно в «Ноте» я вижу будущее нашего танкостроения.