На малазийском острове Лангкави 26 марта стартует Международная выставка авиационно-космической и военно-морской техники LIMA-2019, являющаяся одной из крупнейших в азиатско-тихоокеанском регионе. И именно этой выставкой воспользуется РФ, дабы попытаться навязать ВВС Малайзии свои учебно-боевые Як-130, которые с некоторых пор иначе как кустарными не назвать.

И, в принципе, на фоне неудач и потерь, по продвижению своей продукции военного и двойного назначения в 2018 году это будет своеобразный почин для российской оборонки на 2019-й. Но осознают ли сами малазийцы, какой подвох готовы им подсунуть российские доброжелатели?

Для начала хотелось бы отметить, что Як-130 будет бороться за победу в тендере, в котором его конкурентами являются британский Hawk и итальянский Aermacchi (по сути, являющийся копией Як-130, ибо разрабатывались они совместно).

И если сравнивать Як-130 с Hawk не позволяет хотя бы сама репутация британца, одного из наиболее распространенных в мире учебно-боевых самолетов, с 1999 года выпускаемого под брендом BAE Systems, то сравнение Як-130 и Aermacchi уместно хотя бы потому, что у российского самолета двигатель, по сути, кустарного производства. В отличие от итальянца, вооружившегося американским силовым агрегатом Honeywell/ITEC F124.

Як-130 в качестве двигателя использует двухконтурный турбореактивный АИ-222-25, разработанный на Запорожском МКБ «Прогресс» им. А. Г. Ивченко. На территории России производство данных двигателей с применением украинских запчастей проходило на мощностях научно-производственного центра «Салют» вплоть до 2015 года. А с 2015 оно попросту не могло быть реализовано, поскольку Украина прекратила поставки элементов двигателя в Россию, а также отказалась продлевать лицензионное соглашение.

Россия, которая за последние 5 лет не может похвастаться рекордами импортозамещения, вместо того, чтобы создать свой аналог АИ-222-25, попросту наладила кустарное производство украинских двигателей.

Стоит отметить, что с того момента в России было официально зафиксировано 2 инцидента с Як-130 из-за проблем с двигателем. В частности, речь идет об аварии 16 сентября 2017 года в районе Борисоглебска (Воронежская область) и 12 апреля 2018 года, в районе все того же населенного пункта.

Всего же за время производства Як-130 было зафиксировано 8 инцидентов, что при общем количестве выпущенных машин — 140, соответствует 1 инциденту на 18 выпущенных Як-130. Среди иностранных покупателей Як-130 рекордсменом по катастрофам является Бангладеш, получивший с 2015 года 16 единиц Як-130, но по состоянию на 2019-й имеющий уже 13.

А потому, да, для России сейчас крайне важно отправлять на экспорт свою технику и вооружение, вне зависимости от того, в каком они состоянии и степени готовности к эксплуатации – главное контракты и живые деньги. Но стоит понимать, что если Малайзия купится на российский подвох, то получит самолет с весьма сомнительным качеством сборки, отличающийся высокой степенью аварийности, двигатель которого собран кустарным способом и без какого-либо лицензионного соглашения с Украиной. Что чревато для далекой азиатской страны не только техническими проблемами, но и, не исключено — юридической головной болью.

Как говорится, семь раз отмерь – один раз отрежь.

5c8a0a2158192.jpg