Сейчас мы разберемся с грядущим повышением стоимости проезда в общественном транспорте Одессы и других городов
.
Уже с 15 сентября одесские маршрутки стоят не 7 гривен, а 10. А в октябре одесский электротранспорт, трамваи и троллейбусы, обещают сделать тоже дороже — не 5 гривен, а 7 или 8. Почему 7 или 8? Потому что при оплате по безналичному расчету через приложение «Транспод» или QR-коды «Приватбанка» будет 7, а при оплате наличностью — будет 8 гривен. 

Давайте разберемся в причинах, почему дорожает общественный транспорт не только в Одессе, но и ряде других крупных городов Украины. Подробности в видеосюжете. Оставайтесь с нами!

Как только не называют это повышение те, кто против — и «грабительским», и «беспрецедентным», и так далее. Действительно, стоимость проезда повышается примерно на 42%. В прошлый раз, в 2018 году, стоимость проезда в одесских маршрутках повышалась с 5 до 7 гривен — и это также составило около 40%, так что нынешнее подорожание уже не беспрецедентное. А если вспомнить, как стоимость проезда повышалась вдвое — с 2,50 до 5 гривен, то тем более. 

Замечу, что улучшения качества перевозок в одесских маршрутках не наблюдалось ни разу после повышения стоимости проезда в последние 10 лет. Основой автобусного парка маршрутчиков все еще остаются автобусы малой вместимости «Богдан-А091», «Богдан-А092», «Эталон-А079», «Иван-А07А», выпущенные и закупленные в «жирные» годы экономического роста еще до кризиса 2008 года. Поставки новых автобусов для одесских частных перевозчиков за период после 2008 года не превышают 100-120 машин за более чем 10 лет, хотя закупалось немало подержанных автобусов. Так что, примерно две трети нынешних автобусов на городских маршрутах Одессы имеют возраст более 10 лет — а это уже критичный возраст для такой техники. По еще советским нормативам, городской автобус после 10 лет работы полагалось списать и отправить в металлолом. Для понимания: по документам, на основе которых рассчитывали параметры ввода электронного билета для Одессы, на городских маршрутах должно работать чуть более 1100 автобусов малой вместимости, тогда как сейчас работает немногим более 800.

В то же время в последние пять лет в Одессе идет достаточно интенсивное обновление электротранспорта. В 2016-2018 гг. за средства городского бюджета и кредита ЕБРР закупили 57 новых троллейбусов, но потом с 2019 года новых троллейбусов больше не было. Также освоена сборка новых трамваев типов «Каштан», «Одиссей» и «Одиссей-Макс» — их за 5 лет сделали 27 единиц. Суммарно это позволило обновить две трети парка троллейбусов и примерно одну пятую парка трамваев.

Повышение стоимости проезда перевозчики обычно мотивируют целым рядом причин. Первая из них — стоимость топлива. Тут как раз наблюдается стабильность — сравнительно с 2018 годом солярка и бензин подорожали менее чем на 5%. Вторая причина — обусловленный законом рост минимальной зарплаты, который вынуждает перевозчиков постепенно увеличивать зарплаты персонала. И тут надо понимать, что наиболее квалифицированные водители маршруток на городских маршрутах не задерживаются — они или давно уехали работать в Восточную Европу или на междугородние автобусы. А на маршрутках сейчас остаются только самые неквалифицированные и не востребованные в других отраслях люди с водительскими правами. Третья причина — рост цен на запчасти и рост стоимости ремонта. Тут не поспоришь, цены действительно растут.

Если же говорить об электротранспорте, то в первой половине 2021 года электроэнергия для промышленных потребителей, к которым относятся и муниципальные перевозчики, подорожала более чем на 40% — и теперь киловатт-час стоит более 4 гривен. Также растут тарифы и на другие коммунальные услуги — на воду, на отопление и так далее. Это актуально и для автобусных перевозчиков — но там сравнительно с ценой на топливо стоимость электроэнергии, воды и остального занимает не такую большую долю в себестоимости перевозок.

Нынешнее повышение стоимости проезда городские власти трактуют как инициативу частных перевозчиков, которым при работе в режиме «маршрутного такси» не требуется даже утверждение на исполкоме или сессии горсовета. Формально это действительно так — частный перевозчик вправе сам устанавливать цену на предоставляемую им услугу перевозок, лишь информировав об этом местную власть. На деле же все повышения стоимости проезда в Одессе ранее утверждались решением исполкома, и лишь в 2018 году от этого отошли. В то же время в других крупных городах Украины, где в 2021 году происходило повышение тарифов на проезд в городском транспорте, и маршрутках в том числе, эти тарифы устанавливались решением исполкома.

А вот стоимость проезда в городском электротранспорте в обязательном порядке утверждается решением исполкома.

 

Теперь давайте посмотрим, как обстоят дела в других крупных городах Украины со стоимостью проезда в общественном транспорте и в маршрутках.

В Киеве стоимость проезда в маршрутках с марта 2021 года составляет 10 гривен на большинстве маршрутов, на некоторых коротких — 8-9 гривен, на некоторых длинных — до 12 гривен. При этом оплатить проезд наличными в Киеве можно только в маршрутках. А городской транспорт стоит также 8 гривен за одну поездку и принимает только безналичную форму оплаты. Маршрутки же работают, в основном, в режиме «подвозки» к станциям метро.

Во Львове с марта 2021 года проезд в маршрутке обходится в те же 10 гривен. При этом перед подорожанием перевозчики планировали установить цену в 14 гривен — но были вынуждены оставить ее на одном уровне с муниципальным транспортом. Дело в том, что во Львове, помимо примерно 120 трамваев и троллейбусов, на городских маршрутах курсирует более 400 муниципальных автобусов — но разовый проезд при оплате наличными там тоже стоит 10 гривен. Львовские транспортники заявляют о приоритете развития электротранспорта — но этот приоритет наглядно виден по количеству закупаемой за бюджетные средства техники — автобусов закупили в несколько раз больше.

В Харькове на данный момент стоимость проезда в маршрутках зависит от длины маршрута. На большинстве из 89 городских маршрутов это 9 или 10 гривен. И некоторое количество маршрутов имеет стоимость проезда 7-8 гривен. При этом буквально на днях в Харькове появились после многолетнего отсутствия муниципальные автобусы — в виде микроавтобусов и автобусов малой вместимости турецкого производства, оплата проезда в которых только по системе электронного билета. А вот электротранспорт пока остается по 6 гривен — но это только потому, что там скоро выборы мэра.

Аналогичная ситуация в Днепре. На большинстве автобусных маршрутов с 26 июня стоимость проезда повысили до 10 гривен, но некоторые короткие маршруты возят людей также по 8 и по 9. Одновременно с 6 до 8 гривен увеличили стоимость проезда в городском электротранспорте и метро.

В Виннице с 1 июня стоимость проезда в городских маршрутках повысили вдвое — с 5 до 10 гривен, также вдвое, с 4 до 8 гривен увеличили стоимость проезда в электротранспорте. Пригородные маршрутки, которые курсируют в пределах городской громады, стоят даже 12 гривен. Но при этом маршрутки в Виннице занимают вспомогательное положение и обслуживают те районы, которые слабо охвачены электротранспортом и городскими автобусами.

В Запорожье стоимость проезда повысили 28 апреля — до 6 гривен в электротранспорте, до 7 гривен в муниципальных автобусах. А вот в маршрутках, в основном, стало 8 гривен, на семи более длинных маршрутах 9 гривен и на одном — 10.

В Кривом Роге стоимость проезда в маршрутках не повышали — она остается на уровне 7 гривен. Но при этом для жителей города, имеющих так называемую «карточку криворожанина» проезд в электротранспорте и довольно многочисленных муниципальных автобусах с 1 мая сделан бесплатным, а гости города платят 2,50 гривны. Особенность Кривого Рога, делающая его транспортную схему в чем-то похожей на Одессу — это наличие «трансгородских» маршрутов длиной более 20 километров. 

Единственным крупным городом Украины, где маршрутки целенаправленно уничтожают как класс, является Мариуполь. Массовые закупки новых троллейбусов, в том числе с автономным ходом, и автобусов (всего 189 единиц за последние 2-3 года), а также поставки подержанных трамваев позволили методом конкурентной борьбы практически полностью уничтожить маршрутки. Но за это горожане расплачиваются высокой стоимостью проезда. С июля стоимость проезда в троллейбусах, автобусах и оставшихся маршрутках — 10 гривен, в трамваях 9 гривен.

В соседнем с Одессой Николаеве стоимость проезда в городском транспорте повысили с 1 июня. В трамваях и троллейбусах теперь стоимость проезда 6 гривен, а в автобусах и маршрутках любой формы собственности зависит от длины маршрута, составляя от 6 до 7 гривен, а в отдаленные районы города — 8-10 гривен. В муниципальных автобусах проезд, в основном, 6 гривен, а в отдаленные районы — 7 и 8 гривен.

 

Как мы видим, начиная с весны 2021 года по всем крупным городам нашей страны прошла самая настоящая «волна» повышения стоимости проезда как в маршрутках, так и в электротранспорте. Одесса в этом плане хронологически осталась последней — если не считать, конечно, «политического» отсутствия причин подорожания электротранспорта в Харькове и отсутствия причин подорожания маршруток в Кривом Роге. 

В Одессе, сравнительно с Львовом, Киевом или Харьковом, средняя длина маршрута значительно больше при меньшей сменяемости пассажиров на протяжении маршрута — это увеличивает себестоимость проезда одного пассажира. При этом в Одессе у маршруток есть конкуренция только со стороны городского электротранспорта — так как наш город является единственным, где нет парка муниципальных автобусов. До недавнего времени таким городом был также Харьков. А в Киеве, Львове, Запорожье, Кривом Роге имеются довольно крупные парки муниципальных автобусов, в Днепре городские власти дотируют частных перевозчиков. 

Что мы будем иметь с этих повышений? Относительно повышения качества перевозок, что электротранспортом, что маршрутками — мы не получим никакого улучшения. Все останется как есть. Почему? Потому что новые тарифы лишь отодвинут границу «выживания» транспортников ближе к себестоимости. В то же время для городского электротранспорта повышение стоимости проезда приведет к меньшим параметрам убыточности, а, значит, к лучшим условиям труда сотрудников, к лучшим возможностям для ремонта подвижного состава, для закупки новых трамваев и троллейбусов. В случае же частных автобусных перевозчиков — то они окажутся просто не в таком глубоком кризисе, в котором они оставались и остаются сейчас. 

Не стоит забывать о том, что, получая услугу пассажирских перевозок, мы хотим качества. А за качественные услуги надо платить соответствующую цену. Пока же, извините за откровенность, как мы платим, сколько платим — столько и получаем.