5bf9dda76bcbd.jpg

Степень цивилизованности общества прямо зависит от степени соответствия системы образования уровню развития технологий. Другими словами говоря, если система образования не поспевает за технологическим прогрессом, население той или иной страны начинает отставать интеллектуально от тех стран, где наука является одним из главнейших приоритетов развития.

К сожалению, после падения СССР и обретения Украиной независимости наука с каждым годом теряла свою приоритетность в глазах власти, прошедшей генезис от партийно-номенклатурной до олигархической. А образование и по сей день несет на себе цепи советской школы, разве что испытав несколько косметических операций.

Средства массовой информации, прошедшие тот же путь развития, что и власть, на своем пути к сегодняшнему дню сильно пожелтели и в отношении к научной информации куда больше тяготеют к псевдонауке и фейковой информации, нежели просвещают народ или даже просто пытаются просвещать.

Профессия учителя при всей своей востребованности не обеспечена достойным вознаграждением, потому и не является приоритетной для абитуриентов.

В результате создается цепочка такого рода:

1. Постоянное снижение государственного финансирования науки приводит к условиям, несовместимым с конкурентной в мире научной деятельностью.

2. В силу предыдущего Украину с нарастающей динамикой процесса покидают уезжающие в цивилизованный мир ученые, отчего общий научный фон в стране тускнеет с обратной пропорциональностью.

3. В силу ослабления научного фона в стране ухудшается качество обучения в вузах.

4. В силу предыдущего ухудшается научная квалификация педагогов, пополняющих школьный уровень системы образования.

5. Из-за этого ухудшается качество обучения в школах.

6. В силу предыдущего с каждым годом молодежь Украины становится все менее интеллектуальной.

Тенденция эта весьма опасная и далеко не уникальная. Подобное случалось даже в высокоразвитых странах, правда, там быстро ликвидировали процесс деинтеллектуализации общества.

У нас же, к сожалению, политическая чехарда и узкоклановое мышление элит не позволяют выработать единую программу создания высокоинтеллектуального общества. Назревшую необходимость комплексного подхода перемен чувствуют многие, но, не зная, как это сделать, пытаются всего лишь бессистемно латать дыры, а то и конопатить лодку, уже спустив ее на воду.

Поэтому у нас реформа образования скорее всего будет только названием перекраски старой системы в новые цвета. Потому что наш средний украинский учитель сегодня просто не готов соответствовать новым технологическим вызовам времени. Не сомневаюсь, что большая часть учительского корпуса в Украине верит в гороскопы, боится ГМО и увлеченно смотрит постановочные телешоу с экстрасенсами. Даже эксперты новой украинской школы на коучинговых семинарах (а я это видел своими глазами), тыкают себе в межреберную ложбинку и рассказывают учителям, что там находится железа, отвечающая за покой и радость, то можно только предполагать, до чего договорятся такие учителя, например, на кейсовых уроках, где нужно обладать знаниями, выходящими за рамки одного предмета. И именно знаниями, а не их обрывками или псевдонаучными иллюзиями.

В стране нашей напрочь отсутствует и пропаганда науки. То, что у нас называется популяризацией науки, не является системным, и отдельные активности популяризаторов не имеют обратной связи именно в силу этой бессистемности. К большому несчастью для интеллекта Украины ни одна из властей так и не поняла, что и это направление есть частью системы образования, что на популяризацию нужны государственные средства и немалые.

Увы... В стране, в которой народ перманентно находится на грани выживания, никого из дорвавшихся до власти не волнует судьба будущих поколений. Беда Украины, что в ней и сегодня нет в наличии стратегий, в том числе и научной.

А потому и далее будут процветать у нас псевдонауки, плагиат, дефицит критического мышления, эмоции будут управлять разумом, а интеллект — подавляться сибаритством мозга, поддерживаемым желтыми масс-медиа...

Мы даже и не думаем о том, что народ начинается с семьи, с каждой семьи.

Наука должна прийти в каждую из таких семей, сделать ее умнее, пробудить жажду к знаниям, к постоянному развитию. И тогда из умных и просвещенных семей сложится великая нация, достойная уважения во всем мире.

А о том, как нам приобщить украинские семьи к науке, поговорим в следующей публикации...