22 и 28 декабря в пресс-центре «Интерфакс -Украина прошли пресс-конференции условно говоря двух рабочих групп по разработке законопроектов по территориальной обороне.

Участники 22.12.2020 (Группа 1): перший заступник секретаря Ради національної безпеки і оборони України, генерал-полковник Михайло Коваль; командувач військ територіальної оборони Збройних сил України генерал-майор Анатолій Баргилевич; аналітик, член Ради волонтерів при Міністерстві оборони України та радник командувача Сил спеціальних операцій ЗСУ Денис Поданчук; радник Офісу президента України Олексій Арестович

Участники 28.12.2020 (Группа 2) : заступник секретаря РНБО України генерал-майор Сергій Кривонос; депутат Верховної Ради України Андрій Шараськін; голова правління ГО „Всеукраїнське об'єднання «Патріот» Анна Майборода; голова правління ГО «Рух сприяння територіальній обороні України» Андрій Гордієнко

О первой пресс-конференции мы поговорили здесь https://site.ua/alex.ilvovsky/33016-territorialnaya-oborona-i-dve-press-konferentsii-pro-pervuyu/, очередь второй.

Ожидаемо отсутствовал руководитель рабочей группы Фёдор Вениславский, не было и експерта Руху сприяння териториальной обороне Украины Виктора Диханивського, участие которого анонсировалось.

Публика на пресс-конференцию собралась, судя по вопросам, не то что не читавшая законопроект , а даже не открывавшая его первую страницу.

Здесь проще анализировать по персоналиям.

Как и в первой части, без званий, имён и инициалов для краткости.

Конкретику излагала Майборода, Шараскин работал в режиме диктора Левитана, Кривонос был немногословен, а Гордиенко краток.

Шараскин

Пресс-конференцию начал с мысли, что гражданин в нашей стране лишён права на самозащиту и лишён права защищать свою державу.

Если ему и дадут это сделать, то только поставив в изначально проигрышное положение, определённое агентами вражеского влияния.

В 14-м году не держава защитила своих граждан, а граждане державу.

Держава считает себя чем-то отдельным от граждан.

Владоможці (синоним «можновладці») до 14-года разрушали систему безопасности и обороны.

Чтоб два раза не вставать по этой теме, в середине конференции он говорит, что, возможно, высшее военно-политическое руководство Украины не заинтересовано в «вільних, озброєних, навчених громадянах».

Прошла интеграция добровольцев в различные официальные структуры, но до сих пор существуют вне формальных законов подразделения, которые необходимо сберечь (ДУК, УДА).

Это 3 или 4 попытка сделать то, что надо было делать с 91 года в системе национальной безопасности и обороны – дать право каждому гражданину, мужчине и женщине принимать участие в обороне державы.

Разработка законопроектов должна вестись не кулуарно в офисах и кабинетах, а открыто на главной законотворческой площадке — в ВР.

Ещё Шараскин говорит о парламентских инструментах по продвижению законопроекта и предполагаемых сроках его рассмотрения и принятия.

Кривонос

Благодарит людей, работавших над законопроектом с октября 2019 г. в Комитете ВР по нацбезопасности, обороне и разведке.

Была создана рабочая группа (видимо по образцу межведомственной группы в РНБО)

Учтён опыт многих стран с актуальным опытом ТрО.

Существуют серьёзные разночтения в самом понимании предмета территориальной обороны, что должен устранить законопроект 4504 – азбука ТрО.

Территориальную оборону надо было создавать с 90-х, из-за безответственности предшествующих руководителей Украины этого сделано не было.

В СМИ есть определённая агрессия из-за разных подходов к ТрО, идеальных законов нет, давайте запустим процесс, и, как эстонцы, с определённой периодичностью будем его корректировать.

Мы ограничены во времени и ресурсах, но есть возможность запустить это всё в ближайшее время.

Гордиенко

— именно ТрО может организовать систему управления в условиях кризиса в жизнеспособный механизм, способный реагировать лучше, чем его составляющие;

- для обеспечения массовости необходимы гражданские организации;

- по некоторым направлениям вообще невозможно добиться результатов без общественности. Формирование гражданской идентичности, безпекової свідомості, вопросы национально-патриотического воспитания – это всё рынок (так по тексту) общественности;

— вопросы подготовки тоже должны основываться на общественности, стабильная подготовка существует не в ЗСУ, а в гражданских организациях.

Майборода

Видела, что происходило в ЗСУ с начала событий, 14 год не должен повториться, а система должна работать без влияния личностных факторов.

Граждане должны иметь возможность реализовать обязанность по защите державы и право на самозащиту.

Впервые за две пресс-конференции упоминает термин «аккредитованные гражданские организации».

Сегодня ТрО выполняет задачи во время особого периода и военного положения, а должна работать и готовиться в мирный период также.

Много субъектов имеют задачи, так или иначе относящиеся к ТрО, но ни один орган не формирует её политику.

Существуют региональные разночтения в работе и видении ТрО, нет взаимодействия с органами местной исполнительной власти.

Три основных принципа:

- территориальность – выполняешь задачи там, где живёшь

- массовость – получат возможность участвовать все желающие

- минимальное время боеготовности – не ждать команды из Киева в случае чего.

Формирование каких-то штабов после случившегося ЧП – это глупость, на каждую красную лампочку должен быть протокол реагирования и автоматически действующая структура.

Возможность в рядах ТрО строить военную карьеру.

Студенчество как ресурс резервистов ТрО.

Из принципов функционирования ТрО самое вкусное просто скопирую из 4504:

Во время работы над законопроектом камнем преткновения было подчинение войск ТрО. НГШ ЗСУ видит их исключительно в СВ ЗСУ, для авторов предпочтительнее сразу в МО под руководством Головного цивільно-військового органу територіальної оборони України – ещё один новый термин.

Строить новое легче, чем реконструировать старое, к тому же МО может эффективнее взаимодействовать с другими госструктурами, чем ЗСУ.

Жодної антидержавницької позиці у проекті закону не існує – вважає Майборода.

Ответы на основные вопросы (оченьсокращённо и упрощённо):

1. Есть ли взаимодействие с Группой 1?

Наш законопроект зарегистрирован, работа велась в Комитете ВР , где их никто не видел.

2. Есть мнение, что их законопроект более совершенен, что можно сказать по этому поводу?

Непонятен фокус на несуществующих бумажных бригадах теробороны, где в год отстреливают три патрона из положения лёжа и рассказывают, что всё готово, вам только заполнить анкету, и вас мобилизуют в нужное время и направят в нужное место. Так не будет, уже сейчас существуют организации, которые обучаются и берут под контроль в плане безопасности целые микрорайоны, улицы, города.

А с той стороны ноль.

3. Что насчёт мобилизации, о которой говорил президент?

Уже сейчас в подразделениях ТрО есть мужчины и женщины, приходят семьями и с детьми. Но всё это пока на личном энтузиазме. Неободимо построить систему, провести информационную кампанию, сделать подготовку интересной, будут и мужчины, и женщины.

4. Почему компенсацию на сборах начисляют как безработному?

Надо сделать систему оплаты справедливой

5. Что насчёт соцзащиты резервистов ТрО?

Как у военнослужащих, но только при выполнении задач

6. Какая техника и вооружение будет в ТрО?

Прежде всего необходимо решить вопрос со стрелковым вооружением, умелом его применении и хранении по месту жительства, речь идёт примерно о 80 тысячах единиц на старте. При миллионе двухстах тысячах единиц уже на руках это количество не вызывает беспокойства.

В эстонской роте ТрО есть «Джавелины», оружие хранится дома и в схронах.

7. Политикой генерал-майор Кривонос не занимается (это уже ответ) .

Мои замечания:

Тільки швидше, бо я чув про країну, де років 100 тому:

Були вільні, озброєні, навчені громадяни

Вони усі мали право на самозахист та захист держави

Було багато ветеранів

Було ведення територіальної оборони за адміністративно-територіальним устроєм

Була автономність дій сил територіальної оборони

Про власне законопроект 4504 далі буде