22 и 28 декабря в пресс-центре «Интерфакс -Украина прошли пресс-конференции условно говоря двух рабочих групп по разработке законопроектов по территориальной обороне.
Участники 22.12.2020 (Группа 1): перший заступник секретаря Ради національної безпеки і оборони України, генерал-полковник Михайло Коваль; командувач військ територіальної оборони Збройних сил України генерал-майор Анатолій Баргилевич; аналітик, член Ради волонтерів при Міністерстві оборони України та радник командувача Сил спеціальних операцій ЗСУ Денис Поданчук; радник Офісу президента України Олексій Арестович
Участники 28.12.2020 (Группа 2) : заступник секретаря РНБО України генерал-майор Сергій Кривонос; депутат Верховної Ради України Андрій Шараськін; голова правління ГО „Всеукраїнське об'єднання «Патріот» Анна Майборода; голова правління ГО «Рух сприяння територіальній обороні України» Андрій Гордієнко
О первой пресс-конференции мы поговорили здесь https://site.ua/alex.ilvovsky/33016-territorialnaya-oborona-i-dve-press-konferentsii-pro-pervuyu/, очередь второй.
Ожидаемо отсутствовал руководитель рабочей группы Фёдор Вениславский, не было и експерта Руху сприяння териториальной обороне Украины Виктора Диханивського, участие которого анонсировалось.
Публика на пресс-конференцию собралась, судя по вопросам, не то что не читавшая законопроект , а даже не открывавшая его первую страницу.
Здесь проще анализировать по персоналиям.
Как и в первой части, без званий, имён и инициалов для краткости.
Конкретику излагала Майборода, Шараскин работал в режиме диктора Левитана, Кривонос был немногословен, а Гордиенко краток.
Шараскин
Пресс-конференцию начал с мысли, что гражданин в нашей стране лишён права на самозащиту и лишён права защищать свою державу.
Если ему и дадут это сделать, то только поставив в изначально проигрышное положение, определённое агентами вражеского влияния.
В 14-м году не держава защитила своих граждан, а граждане державу.
Держава считает себя чем-то отдельным от граждан.
Владоможці (синоним «можновладці») до 14-года разрушали систему безопасности и обороны.
Чтоб два раза не вставать по этой теме, в середине конференции он говорит, что, возможно, высшее военно-политическое руководство Украины не заинтересовано в «вільних, озброєних, навчених громадянах».
Прошла интеграция добровольцев в различные официальные структуры, но до сих пор существуют вне формальных законов подразделения, которые необходимо сберечь (ДУК, УДА).
Это 3 или 4 попытка сделать то, что надо было делать с 91 года в системе национальной безопасности и обороны – дать право каждому гражданину, мужчине и женщине принимать участие в обороне державы.
Разработка законопроектов должна вестись не кулуарно в офисах и кабинетах, а открыто на главной законотворческой площадке — в ВР.
Ещё Шараскин говорит о парламентских инструментах по продвижению законопроекта и предполагаемых сроках его рассмотрения и принятия.
Кривонос
Благодарит людей, работавших над законопроектом с октября 2019 г. в Комитете ВР по нацбезопасности, обороне и разведке.
Была создана рабочая группа (видимо по образцу межведомственной группы в РНБО)
Учтён опыт многих стран с актуальным опытом ТрО.
Существуют серьёзные разночтения в самом понимании предмета территориальной обороны, что должен устранить законопроект 4504 – азбука ТрО.
Территориальную оборону надо было создавать с 90-х, из-за безответственности предшествующих руководителей Украины этого сделано не было.
В СМИ есть определённая агрессия из-за разных подходов к ТрО, идеальных законов нет, давайте запустим процесс, и, как эстонцы, с определённой периодичностью будем его корректировать.
Мы ограничены во времени и ресурсах, но есть возможность запустить это всё в ближайшее время.
Гордиенко
— именно ТрО может организовать систему управления в условиях кризиса в жизнеспособный механизм, способный реагировать лучше, чем его составляющие;
- для обеспечения массовости необходимы гражданские организации;
- по некоторым направлениям вообще невозможно добиться результатов без общественности. Формирование гражданской идентичности, безпекової свідомості, вопросы национально-патриотического воспитания – это всё рынок (так по тексту) общественности;
— вопросы подготовки тоже должны основываться на общественности, стабильная подготовка существует не в ЗСУ, а в гражданских организациях.
Майборода
Видела, что происходило в ЗСУ с начала событий, 14 год не должен повториться, а система должна работать без влияния личностных факторов.
Граждане должны иметь возможность реализовать обязанность по защите державы и право на самозащиту.
Впервые за две пресс-конференции упоминает термин «аккредитованные гражданские организации».
Сегодня ТрО выполняет задачи во время особого периода и военного положения, а должна работать и готовиться в мирный период также.
Много субъектов имеют задачи, так или иначе относящиеся к ТрО, но ни один орган не формирует её политику.
Существуют региональные разночтения в работе и видении ТрО, нет взаимодействия с органами местной исполнительной власти.
Три основных принципа:
- территориальность – выполняешь задачи там, где живёшь
- массовость – получат возможность участвовать все желающие
- минимальное время боеготовности – не ждать команды из Киева в случае чего.
Формирование каких-то штабов после случившегося ЧП – это глупость, на каждую красную лампочку должен быть протокол реагирования и автоматически действующая структура.
Возможность в рядах ТрО строить военную карьеру.
Студенчество как ресурс резервистов ТрО.
Из принципов функционирования ТрО самое вкусное просто скопирую из 4504:
- управління, підготовка та ведення територіальної оборони України за адміністративно-територіальним устроєм;
- автономність дій сил територіальної оборони України у визначених адміністративно-територіальних кордонах зон (районів) територіальної оборони відповідальності суб'єктів територіальної оборони України
- застосування сил територіальної оборони України, що визначені для виконання завдань територіальної оборони у межах зон (районів) територіальної оборони відповідальності.
Во время работы над законопроектом камнем преткновения было подчинение войск ТрО. НГШ ЗСУ видит их исключительно в СВ ЗСУ, для авторов предпочтительнее сразу в МО под руководством Головного цивільно-військового органу територіальної оборони України – ещё один новый термин.
Строить новое легче, чем реконструировать старое, к тому же МО может эффективнее взаимодействовать с другими госструктурами, чем ЗСУ.
Жодної антидержавницької позиці у проекті закону не існує – вважає Майборода.
Ответы на основные вопросы (оченьсокращённо и упрощённо):
1. Есть ли взаимодействие с Группой 1?
Наш законопроект зарегистрирован, работа велась в Комитете ВР , где их никто не видел.
2. Есть мнение, что их законопроект более совершенен, что можно сказать по этому поводу?
Непонятен фокус на несуществующих бумажных бригадах теробороны, где в год отстреливают три патрона из положения лёжа и рассказывают, что всё готово, вам только заполнить анкету, и вас мобилизуют в нужное время и направят в нужное место. Так не будет, уже сейчас существуют организации, которые обучаются и берут под контроль в плане безопасности целые микрорайоны, улицы, города.
А с той стороны ноль.
3. Что насчёт мобилизации, о которой говорил президент?
Уже сейчас в подразделениях ТрО есть мужчины и женщины, приходят семьями и с детьми. Но всё это пока на личном энтузиазме. Неободимо построить систему, провести информационную кампанию, сделать подготовку интересной, будут и мужчины, и женщины.
4. Почему компенсацию на сборах начисляют как безработному?
Надо сделать систему оплаты справедливой
5. Что насчёт соцзащиты резервистов ТрО?
Как у военнослужащих, но только при выполнении задач
6. Какая техника и вооружение будет в ТрО?
Прежде всего необходимо решить вопрос со стрелковым вооружением, умелом его применении и хранении по месту жительства, речь идёт примерно о 80 тысячах единиц на старте. При миллионе двухстах тысячах единиц уже на руках это количество не вызывает беспокойства.
В эстонской роте ТрО есть «Джавелины», оружие хранится дома и в схронах.
7. Политикой генерал-майор Кривонос не занимается (это уже ответ) .
Мои замечания:
- Насчёт не такой державы и конченых владоможців есть совсем недавнее от уважаемого Юрия Касьянова -«Президенты — идиоты?.. Нет — страна дебилов“. Грубовато, но как-то устанавливает равновесие между крайностями.
- Разработка законопроектов рабочими группами в офисах и кабинетах не является чем-то кулуарным, это просто нормальные условия для работы. А что касается основной законотворческой площадки, то вбиваешь в поисковик „Арахамия слушает Тимошенко“, смотришь, и…, нет, в кабинете лучше.
- Законопроект, разрабатываемый Группой 1 существует, и трое из четырёх сидящих за столом на пресс-конференции знают не только о его существовании, но и о его содержании.
- Молодой депутат 6 ноября 2020 года принимает присягу депутата, 16-го декабря регистрирует законопроект, 28-го уже умножает на ноль оппонентов и диктует условия. Путь до владоможця пройден в рекордные сроки. 29-го даже есть первый результат, который не то, чтобы очень. Что-то в консерватории не то.
- Группам 1 и 2 хорошо бы всё-таки начать совместную работу, даже если между вами стоят непреодолимой стеной слова из пяти букв – „майно“ и „кошти“. Найдите способ взаимодействия, вы же умные .
Тільки швидше, бо я чув про країну, де років 100 тому:
Були вільні, озброєні, навчені громадяни
Вони усі мали право на самозахист та захист держави
Було багато ветеранів
Було ведення територіальної оборони за адміністративно-територіальним устроєм
Була автономність дій сил територіальної оборони
Про власне законопроект 4504 далі буде