22 и 28 декабря в пресс-центре «Интерфакс -Украина прошли пресс-конференции условно говоря двух рабочих групп по разработке законопроектов по территориальной обороне. Особого интереса они не вызвали, на сегодня по 2 с небольшим тысячи просмотров, что странно для вопроса с медийным потенциалом „Роттердама+“.
Участники 22.12.2020 (Группа 1): перший заступник секретаря Ради національної безпеки і оборони України, генерал-полковник Михайло Коваль; командувач військ територіальної оборони Збройних сил України генерал-майор Анатолій Баргилевич; аналітик, член Ради волонтерів при Міністерстві оборони України та радник командувача Сил спеціальних операцій ЗСУ Денис Поданчук; радник Офісу президента України Олексій Арестович
Участники 28.12.2020 (Группа 2) : заступник секретаря РНБО України генерал-майор Сергій Кривонос; депутат Верховної Ради України Андрій Шараськін; голова правління ГО „Всеукраїнське об'єднання «Патріот» Анна Майборода; голова правління ГО «Рух сприяння територіальній обороні України» Андрій Гордієнко
Сначала сопутствующая хронология, для краткости без званий и инициалов.
12 марта 2019 г. Кривоноса назначают заместителем Секретаря РНБО.
Коваль по распоряжению Секретаря передаёт Кривоносу почти готовый законопроект о территориальной обороне для дальнейшей отработки, оставляя этот вопрос и в своём ведении.
7 мая 2019 г. в РНБО создаётся межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по укреплению обороноспособности державы, руководителем назначается Кривонос.
17 мая 2019 подаёт в отставку Турчинов, с 28 мая РНБО возглавляет Данилюк, а с 3 октября Данилов.
Коваль немного путанно излагает, в общем, с какого-то момента Секретарь РНБО начинает безуспешные попытки узнать у Кривоноса, как там дела с законопроектом о теробороне. Несколько раз назначаются сроки доклада, который так и не состоялся – то ли доклад не готов, то ли кому-то неохота.
Как последнее средство применяется бюрократическая процедура — распоряжением Секретаря назначается заседание межведомственной комиссии под председательством Коваля, а Кривоносу на этом заседании предписывается сделать доклад по законопроекту.
Кривонос просто не прибывает на заседание, не говоря уже о предоставлении доклада в какой-либо форме, Коваль составляет протокол по этому факту, Секретарь РНБО обращается к президенту с просьбой уволить Кривоноса с должности руководителя межведомственной группы.
29 ноября 2019 г. Кривонос освобождён от этой должности.
20 декабря (фактически 7-го) 2019 года указом президента Коваль назначен руководителем межведомственной группы. Каких-либо документов по теме от Кривоноса он не обнаружил.
Об этом же периоде Кривонос в интервью Х.Бондаренко, опубликованном 9.12.2020 говорит, что сразу после назначения Данилова пытался уточнить у того свои задачи, но получил ответ в том смысле, что войны нет, задач нет, и военные в РНБО не нужны.
Летом 2020 г. затишье, Кривонос пытается доложить по законопроекту лично президенту, 31 августа он даже получает обещание «встретиться и обсудить». Встреча не состоялась.
Наступил декабрь 2020 г.
9.12.2020 появляется то самое интервью Кривоноса.
16.12.2020 г. народный депутат Шараскин, регистрирует законопроект 4504.
22.12.2020 г. проходит пресс-конференция Группы 1 (РНБО)
28.12.2020 г. – пресс-конференция Группы 2
29.12.2020 Кривонос уволен из РНБО и направлен в распоряжение Министра обороны
Теперь о пресс-конференции 22-го, общие впечатления и мысли россыпью.
Группа 1 достаточно внятно изложила историю предмета с 2014 года и положение на текущий момент.
Работа велась параллельно как выполнением практических мероприятий, так и отработкой документов для текущей деятельности, это помогало сочетать теорию и практику, видеть, как что работает и корректировать в случае необходимости.
По ТрО существует Указ президента и ряд ведомственных документов, на сегодня этого уже недостаточно, и главной проблемой является несовершенная нормативно-правовая база по вопросам подготовки и выполнения задач ТрО, которая тащит за собой сложности в виде:
- отсутствия единой системы подготовки граждан к обороне
- отсутствия действенных мотивационных факторов для службы в ТрО
- непонимания роли и места гражданской составляющей в выполнении задач ТрО
- отсутствия законодательных норм по привлечению гражданских организаций к выполнению мероприятий ТрО
- организационных, финансовых и материальных проблем ТрО
Законопроект будет вноситься как президентский, сейчас идёт уточнение мелких деталей и подготовка к принятию фундаментального решения – создавать ли войска ТрО в составе Сухопутных войск ЗСУ, или сразу отдельным родом, как ДШВ и ССО.
Опыт ТрО стран Прибалтики и Польши все эти годы изучается непрерывно, в том числе с участием в их мероприятиях и учениях.
Поляки, может быть лучше других представляющие, с чем им придётся иметь дело, сразу создавали войска ТрО как отдельный род.
Самым существенным является собственный опыт, полученный в последние годы.
Вопрос о хранении оружия по месту жительства используется оппонентами в манипулятивных целях.
Закон даст возможность применять собственное оружие на поражение при выполнении задач территориальной обороны.
Хранение выданного оружия по месту жительства предполагается после введения правового режима территориальной обороны.
Численность оргядра войск теробороны 10 000 человек.
Подразделения добровольцев будут комплектоваться, готовиться и использоваться по плану военного командования. Возраст участия в них от 16 лет без верхнего органичения.
Было несколько хороших вопросов по сути законопроекта.
Была критика подходов, применённых Группой 2 при разработке законопроекта.
На вопрос о Кривоносе как соавторе законопроекта 4504 смысл коллективного ответа Группы 1 состоял в том, что он с 7 декабря 2019 г. не уполномочен в РНБО заниматься этим вопросом, это уже политика, что вообще-то руководителем Группы 2 является Фёдор Вениславский, которого подставили регистрацией этого несогласованного законопроекта, а действия Кривоноса являются демаршем против генеральной линии командования – если излагать совсем коротко.
Наприкінці була інформація про роботу над прийнятим на Заході та поки що відсутнім у нашій законодавчій базі поняттям — Рухом національного опору, однією з складових якого буде територіальна оборона.
В плане замечаний:
- Почти готовый весной 2019 года законопроект может в этом статусе дотянуть до весны 2021 года.
- Информации мало даже после ответов на пресс-коференции.
- Слишком долго выбирается более чем очевидный вариант с созданием войск ТрО как отдельного рода.
- Прямо в законе необходимо решить вопрос с хранением выданного оружия по месту жительства – тянуть дальше не получится. Вариантов масса, кстати.
Посмотрев и изложив впечатления о первой пресс-конференции, начинаю смотреть вторую. Практически сразу возникает ощущение, что обсуждение этих законопроектов будет взаимообогащающим взаимодействием идей, творческим объединяющим процессом.
Но это очень, очень и очень неточно.
Ладно, до наступного допису.