Еще летом прошлого года, утомившись от бесконечных волн тарифной зрадофилии, глава Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, Дмитрий Вовк решил прибегнуть к международному аудиту. И пригласил проанализировать результаты своей работы (включая пресловутые формулу Роттердам+ и RAB-регулирование для облэнерго) Европейское энергетическое сообщество.
Замысел был прост: если пассионарная украинская фейсбук-общественность донельзя накручена лоббистами ферросплавных заводов Коломойского-Пинчука и в любом решении НКРЭКУ видит исключительно коррупцию, то оценка внешнего арбитра могла стать поворотной точкой в бесконечных прениях.
Соответствующий отчет ЕЭС был опубликован 21 марта. Суть его можно свести к следующему фрагменту: «Анализ проводится в то время, когда регулятор подвергается серии организационных потрясений и критики его решений. Вместе с этим он должен выполнять обширные новые обязанности по разработке вторичных актов для реформирования рынка электроэнергии и газа. Можно признать, что определенный уровень несогласия между регулятором и регулируемой отраслью вполне типичен. Эта оценка направлена на определение того, насколько недавняя реакция НКРЭКУ на критику является результатом непопулярных, но оправданных рыночных реформ», — указывается в отчете.
И мне как политтехнологу было интересно понаблюдать, как же все-таки отчет европейцев повлияет на внутриукраинский дискурс по теме энергетических реформ. По результатам двух месяцев могу заключить: не повлиял никак. Более того, страждущие низких тарифов промышленники даже «добавили громкости» — и теперь не только "1+1", но и ICTV регулярно изобличает НКРЭКУ. А чтобы голос европейцев из ЕЭС совсем слышен не был, в противовес им бросили другого маститого европейца – Андерса Ослунда (того самого, который с 1 февраля 2016 года работает в наблюдательном совете банка «Кредит Днепр», подконтрольного вышеупомянутому Виктору Пинчуку).
Но не Ослунд, конечно же, генерит бесконечные претензии НКРЭКУ. Для этого был и есть специальный человек – Андрей Герус. Исключительной креативности эксперт, умудрившийся даже высчитать влияние Роттердам+ на слив унитазного бачка (не шутка!).
Вот только для страны такой лоббизм заканчивается не всегда шутками. Из последнего: Герус в Facebook активно радуется тому, что Антимонопольный комитет после полугодичных раздумий заблокировал решение Совета оптового рынка электрической энергии (Протокол №26 от 20.09.2017), предусматривавшее приоритетное включение в работу блоков тепловой генерации (ТЭС), работающих на угле газовой марки (добывается в Украине) перед блоками, работающими на угле антрацитовой марки (полностью импортируется), безотносительно к ценовой конкуренции.
Напомню, что возглавляемая Герусом Ассоциация потребителей энергетики с приоритетом украинского угля публично борется еще с октября прошлого года. «Такое решение является явно необоснованным и несправедливым в условиях, когда генерация, работающей на угле марки А сформировала запасы антрацита, готова и желает работать при нынешних ценовых уровнях. Поскольку формула „Роттердам+“ дает более чем достаточно средств всей тепловой генерации, несмотря на то, на каком угле она работает», — сказано в сообщении Ассоциации Геруса от 10.10.2017.
Вроде как и верно все: чем больше блоков на разных марках угля работают, тем конкуренция выше, а цена электроэнергии ниже. Но, как всегда, есть одно «но».
По информации Государственной фискальной службы, Украина в 2017 году увеличила валютные расходы на импорт каменного угля и антрацита по сравнению с 2016 годом почти в два раза — с $ 1,5 до $ 2,7 млрд. Крупнейшим поставщиком угля стала Российская Федерация, доля которой в импорте составила 56% ($ 1,52 млрд). Но это общая информация, включающая не только антрацит, но и коксующийся уголь, необходимый для металлургов. Если же посмотреть исключительно на поставки антрацита, то можно увидеть, что доля российского импорта увеличивается до 75%!
Ситуация абсурдна с точки зрения энергетической безопасности – руководство РФ в любой момент может использовать антрацитовый зависимость Украины как средство политического шантажа. Впрочем, пока не прибегает к этому, поскольку существующая ситуация финансово выгодна российской угольной промышленности и экономически ослабляет Украину. Ведь угольный импорт является одним из факторов дефицита внешнеторгового баланса. Исходя из этого, консервирование антрацитовой зависимости украинской энергетики от российского антрацита является затеей совершенно идиотской. Логично устанавливать стимулы энергетическим компаниям как можно быстрее переводить блоки ТЭС с антрацита на марку Г.
Не убедил? Тогда почитайте отчет Государственного секретаря США, который он предоставил Конгрессу согласно закону «О борьбе с врагами Соединенных Штатов путем введения санкций». Этот закон предусматривает не только санкционные меры против РФ, но и План содействия повышению энергетической безопасности Украины. В нем определены ключевые шаги, которые, по мнению американских партнеров, сделают невозможным энергетический шантаж Украины со стороны государства-агрессора.
И там прямо отмечается, что «Украине следует продолжать перевод тепловых энергетических блоков с антрацита на уголь газовых марок с целью уменьшения зависимости от антрацита, который традиционно поставлялся с Донбасса (с территорий, подконтрольных сепаратистам), с одновременным обеспечением надлежащих поставок угля газовых марок».
Но газовые марки украинского угля не очень нравятся Герусу. Ведь в них слишком много серы, теперь пишет он, открывая для себя и зрадофильствующей общественности новые, на этот раз экологические горизонты борьбы. Бесконечной борьбы за низкие тарифы для промышленных потребителей электрической энергии…