У меня сложилось ощущение, что какая-то инициативная группа решила протолкнуть сквозь сито общественного мнения идею о том, что аэропорт в Борисполе должен носить имя Малевича. По крайней мере, только в его поддержку выпускается куча текстов и прочих рекламных материалов. В голосовании на сайте профильного министерства мы можем увидеть произвольный набор фамилий (например, без Шевченко), и складывается ощущение, что они должны служить антуражем для обрамления «правильного» выбора.

Не скрою, меня как киевлянина, и человека с минимальным образованием, такая настойчивость шокирует, ибо я не хочу улетать из «Малевича» и прилетать туда же.

Попробуем разобраться с аргументами симпатиков такого шага.

Смелое предположение. Пожалуй, инициативной группе стоит сообщить о своих ценных выводах мэриям Лондона, Барселоны, Валенсии, Милана, Турина, Франкфурта-на-Майне, Амстердама. Они же не знают, что не дав аэропорту имя Гауди, Калатравы, Шекспира или хотя бы убрав из названия веселенькое «кладбище кораблей», они теряют огромное количество туристов.

В общем, авторов концепции не смущает тот факт, что множество признанных туристических центров успешно пополняют бюджеты, не поднимая вопрос о названии для аэропорта.

Туризм без «именного» аэропорта существует, и поток туристов не оскудевает в благословенные города с безымянными «воздушными воротами».

На самом деле, тезис о туризме не выдерживает никакой критики только потому, что в этом случае должен существовать такой поведенческий паттерн, как «выбор маршрута на основании названия аэропорта». Хотелось бы увидеть реальные данные, которыми оперируют авторы концепции. Какой процент людей выбирает город, в который планирует направиться, по названию аэропорта? Вряд ли он отличается от нуля.

Название для аэропорта – классический пример решения надуманной проблемы. В реальном коммерческом брендинге это всегда оборачивается провалом, потому что людям нельзя продать то, что им совершенно не нужно.

Малевич действительно мировая знаменитость. Однако, знаменит он, как яркий представитель РУССКОГО, СОВЕТСКОГО авангарда. Еще раз, russian, soviet avangard. Можно конечно провести дорогостоящий опрос, а можно просто открыть зарубежные книги, справочники, художественные альбомы, зайти в галереи, чтобы убедиться, что Малевич однозначно воспринимается, как представитель русского авангарда.

Оукей, мы можем попробовать доказать всему миру, что Малевич — украинский живописец. Задача интересная, но невероятно дорогостоящая. Неужели, у нас есть на это деньги, и неужели это действительно первоочередная задача?

При этом, пока мы не решим этой задачи, название аэропорта будет восприниматься чрезвычайно странно.

И дальше мы еще усугубляем эту странность. Прилетая в аэропорт Джона Леннона, мы ожидаем увидеть в Ливерпуле следы его жизни и деятельности, и не обманываемся в ожиданиях. В Венеции мы видим дом Марко Поло, и слушаем рассказы о его путешествиях, В Генуе нас ждут рассказы о детстве Колумба в декорациях, в Берлине вам расскажут об Отто Лилиентале, а во Флоренции – о великом путешественнике Америго Веспуччи.

Кстати, заметьте, как много среди людей, в чью честь названы аэропорты людей, связанных с путешествиями, открытия, собственно авиацией.

По той же логике, иностранец, прибывающий в Киев, ожидает увидеть «что-то Малевича». Можно даже представить себе этот диалог

- А где можно посмотреть работы Малевича?

- В Киеве их нет почти, говорят, что есть пару штук в частных собраниях. Если хотите посмотреть – вам в Москву или Санкт-Петербург.

- Да, да, он же русский авангардист, я понимаю. Может, у вас есть школа Малевича, его последователи?

- Да нет, художественные объединения, в которые он входил, были в России.

- Ну а знаменитый «Черный квадрат», он же наверняка тут. Скажите, в какой музей ехать?

- Ну нет же, он в Москве, в Третьяковке.

- Странно, мне говорили, что Украина воюет с Россией, а вы называете аэропорт в честь российского художника, и предлагаете мне лететь в Россию смотреть его работы.

Мне одному кажется, что этот диалог выглядит несколько нелепо? Давайте поймем раз и навсегда, что сегодня в глазах иностранцев, Малевич – россиянин, и называю аэропорт в его честь, мы лишь подчеркиваем свою принадлежность к России.

Если у нас стоит задача непременно назвать аэропорт именем знаменитого художника, то я бы голосовал за Ренуара, или за Уорхола на худой конец.

Одна из ключевых ошибок при создании бренда – разрыв смыслов. Ситуация, когда продукт абсолютно не соответствует ни названию, ни образу. Случай с Малевичем именно таков.

Конечно, надо. И не только Малевича. Если брать авангардистов, то еще, как минимум Татлина, Бурлюка.

Только популяризировать с помощью выставок, введения в школьную программу, проведения семинаров и так далее. Популяризация с помощью переименования аэропорта – это не популяризация, а популизм.

Еще раз подчеркну, что «брендирование аэропорта» с точки зрения коммерции интересно только тем, кто будет этим самым брендированием заниматься. От этого не увеличиться поток туристов, да и имидж Украины вряд ли повыситься.

Тем не менее, если предположить, что мы все-таки выбирали имя, то есть список достойнейших кандидатов, подходящих аэропорту по смыслу.

Это и люди, связанные с полетами — Королев, Антонов, Нестеров, Сикорский,

это и современная легенда Украины – Лобановский (его команды встречали с победами именно в Борисполе),

это и Шевченко – украинец, которому в мире установлено больше всего памятников, и который давно стал символом страны,

это и архитектор Городецкий, многое давший облику нашего прекрасного города.

У нас есть множество знаменитых во всем мире людей, тесно (а не надуманно) связанных и с Украиной, и с Киевом. Если уж так хочется «плюнуть в историю» названием аэропорта, давайте хоть сделаем это достойно.