Бюджет и собираемость налогов в последнее время – главные темы обсуждения. И все дискуссии неизбежно сводятся к краеугольным камням – ставкам налогов и уровню собираемости. Количество налогов и их администрирование – суть производные от приведенных параметров.
Слава богу, в обиход все активнее и активнее входит такое понятие, как кривая Лаффера, и даже в кабмине начинают осознавать, что если корову больше доить и меньше кормить, то она рано или поздно умрет.
В действенности означенной кривой сомневаться не приходится.
Понятно, что каждому правительству (разумному, конечно) хочется нащупать ту точку, в которой собираемость налогов будет максимальной. Естественно, каждое правительство надеется на то, что в его стране tax rate на котором наступает «перелом» выше, чем у соседей.
Замечу, в скобках, что, судя по действиям отечественного кабмина, они если и пытаются нащупать искомую точку, то делают это несистемно, и вряд ли достигнут успеха. Бухгалтеру трудно понять, как отпускные цены влияют на спрос, и, боюсь, в головах Яценюка и Яресько нет даже методологии, которая могла бы определить оптимальный tax rate для Украины.
Но даже если предположить что кабмин прозреет и все-таки проведет исследование относительно оптимальной точки налоговой нагрузки для Украины, обнаружится очень неприятная вещь.
Окажется, что «точка перелома» для Украины находится на крайне низком уровне. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос надо обратиться к маркетингу.
По сути, сбор налогов в «открытой экономике» это тоже процесс торга, в который вступают различные хозяйствующие субъекты.
Если не трогать полицейские государства и «продразверстки», которые подчистую забирают все имущество. Если не принимать во внимание то, что теоретически государство может загнать всех граждан в лагеря, мы увидим, что бизнес всегда имеет возможности выбирать комфортный ему уровень налоговой нагрузки.
По сути, tax rate всегда определяется «общественным договором», в котором предприниматели определяют, сколько они готовы выплатить государству за его услуги.
Государство (сюрприз-сюрприз для Яценюка) внезапно оказывается на рынке, где царит свободная конкуренция, и надо строить собственный бренд.
Ведь, как хорошо известно всем маркетологам и предпринимателям, бренд – это причина, по которой потребитель готов заплатить больше денег за тот или иной товар или услугу.
В свою очередь, бренд – это доверие. Многократно данное и исполненное обещание.
В том, что бренды работают не только в коммерции, все жители Украины имели возможность убедиться в последние годы. Волонтерское движение, обеспечившее вначале победу Майдана, а затем боеспособность нашей армии, явило собой пример важности бренда для «сбора налогов».
Не секрет, что пожертвования на армию – это по сути добровольный налог, который граждане (независимо от своего статуса) платят в последние годы.
Эти пожертвования аккумулируются и распределяются волонтерами, каждый из которых имеет уже свой бренд. Бренд, состоящий из многократно данных и выполненных обещаний.
И, хочу заметить, что никто из моих знакомых жертвователей не переводит деньги на счета Минфина, рассчитывая на то, что Кабмин хорошо обеспечит армию.
Мы все слышали, что наш президент передал на армию несколько сот миллионов гривен, и я готов спорить, что он тоже делал это не через структуры кабмина.
Почему это происходит? Потому, что у Кабмина сегодня очень плохая репутация. Украинский кабмин во главе с Яценюком – это откровенно мусорный бренд. Он никогда не выполняет своих обещаний, а самого Яценюка постоянно подозревают в коррупции.
Гражданское общество (включая предпринимателей) справедливо сомневается в том, что деньги, собранные кабмином, будут израсходованы по назначению. Соответственно, при тотальном недоверии к бренду кабмина, наша кривая Лаффера будет сильно смещена в зону низкого tax rate.
Грубо говоря, бренд правительства США или правительства Швеции (Швейцарии, Германии, Италии, Японии, Канады и т. д.) позволяет иметь tax rate с максимальным уровнем собираемости налогов на гораздо большей отметке, чем бренд правительства Украины.
Условно, правительству Швеции общество готово отдавать более 50% доходов, будучи уверенным в грамотном, правильном и целевом распределении этих средств, с качественным выполнением государством всех своих обязанностей.
Правительству же Украины общество не готово отдавать и 20% заработанного, поскольку весь предыдущий опыт говорит о том, что эти средства будут разворованы.
При низком уровне доверия к правительству, при крайне слабом бренде кабмина, государство может лишь пытаться «выбивать деньги» увеличивая расходы на администрирование и фискальную службу. Однако этот путь (по которому, кстати, уверенно идут все украинские кабмины) ведет в никуда. Рынок сложно обмануть, и если тебе не доверяют, ты можешь попытаться отнять часть денег, применяя угрозы, однако, после этого доверять тебе станут еще меньше.
Именно поэтому ничего кроме раздраженного смеха не могут вызывать громкие заявления Яценюка о том, что «я снизил налоги, и я жду, что вы выйдете из тени». Общество не готово отдавать в управление Яценюку и 20% своих доходов, и это сегодня главная проблема кабмина.
Повышение доверия к органам власти позволит постепенно сместить «точку перелома» на украинской версии кривой Лаффера. Однако, пока ни кабмин, ни президент даже не начинают двигаться в этом направлении.
А при слабом бренде кабмина, экономика продолжит оставаться в тени, игнорируя шаманские призывы премьера и минфина.
Дорожная карта эффективных реформ в Украине очень проста.
Смена кабмина –>
определение реальной «точки перелома» на кривой Лаффера –>
установление налогов на уровне этого «комфортного интервала» –>
упрощение администрирования и сокращение фискальных органов (комфортные налоги будут выплачиваться и так, что попутно позволит искоренить коррупцию в этой сфере) –>
эффективное управление собранными средствами (абсолютная прозрачность бюджета и эффективность затрат) –>
формирование бренда Кабмина (высокий уровень доверия к его действиям) –>
детенизация экономики –>
повышение налогов, пропорционально сдвигу «точки перелома» на кривой Лаффера.
Это достаточно болезненный для нынешней власти, но единственно возможный эволюционный путь построения эффективной фискальной системы в Украине. Путь, который гарантированно будет сопровождаться экономическим ростом.
Украине пора сменить правительство коррупционеров и бухгалтеров на правительство реформаторов.