Данил Набиуллин, режиссёр театра Океан: «Мы ставим спектакли для людей, которые хотят познать свою внутреннюю природу посредством искусства».  

Пожалуй, такого театра Украина еще не знала.

Театр «Океан» ставит спектакли, которые не оставляют зрителя равнодушным по многим глубоким, внутренним причинам. Задача режиссера и труппы не просто развлечь человека, а напомнить ему о смысле его жизни, о его отношениях с собственной судьбой и причинах его пребывания на этой планете.

На сцене оживают древние истории и притчи в стопроцентно современной подаче, звучат экзотические инструменты, очищающие пространство, разыгрываются трагедии почище шекспировских, не упускается из виду и современный репертуар. Впрочем, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Итак, слово режиссеру!

Три кита Данилы Набиуллина

- Как зародилась идея создания театра «Океан», откуда истоки?

- Я давно ставил спектакли в киевском центре ведической культуры вместе с единомышленниками. У меня был опыт какой-то до этого, так как я был участником театрального кружка и даже его руководителем некоторое время. В какой-то момент мы решили выйти на широкую публику, и в результате 3 января 2019 года мы открылись официально. У театра появилось название, страничка в соц. сетях, логотип.

- Чем театр «Океан» отличается от других киевских театров? В чем изюминка, в чем особенность?

- Я обычно говор про три кита. Первый – это тематика. Мы ставим спектакли в основном на духовные темы, высокие материи, высокие идеи. Не просто о том, как быть хорошим в этом мире, а как искать свою истинную природу. Я имею в виду духовную природу, духовный мир, духовную реальность. Второй кит — это методы постановки и репетиции. Они всегда у нас сопровождаются молитвой, медитацией, какими-то еще практиками. Употребляется соответствующая пища, вегетарианская, освященная. Третий кит – основной, это участники, которые смотрят в одну сторону с театром, глубокие люди, ищущие или что-то нашедшие, сами практикующие духовные практики и желающие делиться этим опытом с другими. Мы ставим спектакли для людей, которые хотят познать свою внутреннюю природу посредством искусства, и сами участвуем в этом процессе, конечно же. Зрители – это тоже неотъемлемая часть спектакля. Так всегда было и будет.

- Если в театре есть люди, которые практикуют разные духовные практики, разную медитацию, разные традиции, то театр получается, как бы с международным подтекстом. Он помогает объединению разных традиций разных культур, разных людей?

- Да и, соответственно, темы наших спектаклей не относятся только к какой-то одной духовной традиции. Это спектакли про саму идею Бога, души, духовного мира, самопознания, в определенной форме. Мы ничего не пропагандируем в этом плане. Пусть люди ищут сами. Наша задача вдохновить их на поиски духовной реальности. Какова будет форма этих поисков это уже на их совести. Не то, чтобы мы объединяем разных участников и пытаемся их как –то склеить. Мы просто ищем то, что нас всех объединяет, и на этом общем и строиться фундамент, от которого и отталкиваемся.

- Пожалуйста, расскажите о Ваших истоках в театре, как режиссера. На чем вы основываете свою работу? На каких книгах, на каких методах, на каких примерах?

- То, о чем вы спрашиваете, касается актерского мастерства. Конечно это основа театра – актер, но это не все. Две системы на которых основывается любой режиссер и любой актер — это система Станиславского и система Михаила Чехова. Можно еще вспомнить системы Брехта и Мейерхольда. Основной вопрос наверно в том, что является первичная идея или ее воплощение. То есть действенная причина, или вещественная причина. Или импульс изнутри, или действие, которое вызывает импульс в самом человеке.  

Сам я обычно даю элементы того и другого, но больше склоняюсь, наверное, к Брехту. Я могу рассказать о моем понимании того, что актер должен делать на сцене. Ему не стоит сильно погружаться в свое «я», вытаскивать что-то из детства и т.п. Наоборот, надо немного отстраниться от своей личности, и вспомнив, как фантазирует и играется ребенок, представляя из себя черепашку-ниндзя или рыцаря, или коня, или собаку, он начинает воплощаться в этот образ, и просто играться. И, естественным образом, как-бы фантазируя, и наблюдая себя немножко со стороны, действовать в рамках роли.  Представлять, что я, мол, сейчас такой-то и делаю то-то и то-то.

Что такое по-настоящему проникнуться спектаклем 

- Сколько спектаклей поставлено театром Океан и где они поставлены?

- Если говорить по факту, то мы арендовали помещение, это были «АРТ Братислава» на Оболони и «Ритмы жизни» на Подоле. Были и выездные постановки. Мы ставили такие спектакли: «Останній сон Будди», «Пятая нота смерти», «Пісні Бхагавана», «Иранская конференция», «Господь, ты ли это?». Многие зрители говорили, что такие спектакли они видят впервые. Либо, что это лучший спектакль, который они когда-либо видели. Впрочем, такие отзывы еще не повод потакать своей гордыне.

- «Останній сон Будди» уже ставили?

- Да, мы его ставили два раза. Мы театр, который на сегодня раскручивается, и пока мы больше ставим, чем играем. Нам не хватает какой-то продюсерской жилки. Сейчас работаем над тем, чтобы показывать больше те спектакли, которые мы уже играли.

- Какой спектакль стал наиболее ярким, исходя из благодарной реакции зрителей, а сами актеры признали, что с ними произошло нечто трансформационное после постановки?

-  Последний спектакль мы ставили на духовном ретрите в Днепропетровской области в экопоселении. Когда мы ушли со сцены, зрители еще где-то минуту или две сидели не могли понять, что произошло. Потом они долго аплодировали и никак не могли остановиться. Многие подходили и долго общались. И актеры тоже говорили, что это лучшее из того, что они видели когда-либо, и были очень вдохновлены. Постановка называется «Господь, ты ли это?».

Авторский сценарий спектакля, основан на истории про двух людей, у которых в жизни одновременно происходят очень похожие события. Их параллельно испытывает судьба. Один из них военачальник мусульманской армии, который при этом является индусом по вероисповеданию. Сначала он, потерял много бойцов в сражении, по своей гордыне. Потом султан заставил его жениться на своей дочери — мусульманке. Так как он принял ислам, его не пустили в индуистский храм, который он сам же и защищал. И он очень разозлился на судьбу и мир и пообещал сжечь этот храм, и убить всех, кто в нем служил.

А второй параллельный сюжет, основан на Книге Иова из Библии про набожного семейного человека. Сначала у него, сгорают его склады, погибает скот, урожай. Потом у него умирают сыновья, от него уходит жена. Далее его выгоняют из города, и он заболевает проказой. Конец рассказывать не буду, чтобы сохранить интригу, ибо спектакль мы еще будем повторять.  Суть в том, что оба пытаться понять события, которые с ними происходят. В принципе это воля судьбы, в которой герои пытаются увидеть волю Господа. Суть в том, кто смог из них увидеть эту самую волю Господа, а кто не смог. И что произошло с тем, кто смог и с тем, кто не смог. Это все про отношения с Богом. Это про то, можем ли мы понимать, как проявляется Господь в нашей жизни. Или же мы просто виним Его и ненавидим, а потом и просто перестаем в Него верить.

- И люди прониклись?

- Да, ко мне несколько недель подходили люди, благодарили, говорили, что очень хорошая постановка. Все говорили, что это было очень глубоко и погружающее. Cпектакль посмотрели 500 человек.

Истоки, учителя, планы

 - У каких режиссеров вы учитесь или хотите учиться?

  - Хочу вспомнить Римаса Туминаса. Он работает в Москве в театре Вахтангова художественным руководителем. Ряд его постановок очень поразили меня и своей игровой частью, и глубиной, и атмосферой. Из украинских режиссеров это Дмитрий Богомазов, главный режиссёр Национального академического театра им Франка. Это единственный режиссер в моей жизни на спектакль которого я сходил дважды. На одном уровне с ними для меня Э́ймунтас Някро́шюс. Кроме того, это Стас Жирков, хотя я не разделяю настроения его спектаклей, но сама талантливость постановок мне импонирует. Это и Тамара Трунова главный режиссер Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра. Потом Давид Петросян. В его постановках мне интересна техника.

- Традиционно, по крайней мере в современной европейской культуре, все режиссеры мечтают поставить Шекспира. Что для вас значит это имя?

- Шекспир однозначно очень необычный драматург. Это начинаешь понимать, когда глубже изучаешь его творчество. Его пьесы — это как бы сконцентрированная жизнь. Шекспира ставят, потому, что каждый может найти там себя, найти какую-то свою боль. Это можно сделать в любом произведении, но у таких драматургов как Шекспир — это более глубоко, более исчерпывающе. Я сам подумываю о том, чтобы взяться за постановку пьес Шекспира. Пока в это в планах.

- Если театральные школы на Востоке, опыт которых вы могли бы использовать?

- Я за то, чтобы использовать советскую или украинскую школу театра, но с восточным наполнением. То есть говорить актуальным языком современным западным зрителям про восточные, в частности, про духовные темы. Темы эти универсальны. Просто я сам черпаю эти темы и наполняюсь ими из восточных традиций и источников.  

- Ваши любимые писатели, которые сформировали Вас как личность?

- В первую очередь это Ф. М. Достоевский. Я перечитал его практически всего. Это чтение всегда было теплым, близким и глубоким общением. В свое время я перечитал много книг Фридриха Ницше. Скажу, что сейчас я отхожу от его идей в строго противоположном направлении. Я стал отходить от его философии, потому, что философия подразумевает какую-то практику. Если человек следуя своей философии становиться счастливым и более разумным, более открытым, добрым, светлым, то это правильная философия. Если же он в конце жизни сходит с ума, что и произошло с Ницше; если он грубый, не умеет уважать и любить, то мне кажется есть повод задуматься, стоит ли следовать такой философии и изучать ее.

 - У театра довольно большая музыкальная составляющая?

- Да у нас звучали песни со сцены, в частности в спектакле «Пятая нота смерти», где древняя ведическая история воспроизводилась актерами в современных костюмах, и с современными музыкальными инструментами. Герой, который играл персонажа вроде черта был весьма музыкален. Этот черт принял облик царя и пытался соблазнить его жену. Он играл на гитаре песню The Beatles, потом исполнил испанское фламенко, под которое жена и танцевала.  В спектакле «Піснях Бхагавана» у нас было уже две авторских песни. Одна исполнялась без сопровождения, а вторая под гитару.

 - В ближайших планах, как я понял, у Вас выход театра на новый уровень реализации?

 - Выход на другой уровень это увеличение показов, проведение рекламных кампаний, чтобы поделиться нашим творчеством с как можно большим количеством людей. Это рост количества постановок и это внутреннее укрепление театра. Это большая собранность целостность, дисциплина, организованность внутри самого театра… Это некий стержень, который как воздух необходим профессиональному театру.

 - Театр в современном мире должен зарабатывать…

- Этот вопрос актуален для всех театров. Ни для кого не секрет, что очень мало театров работают без субсидий, без дотаций. Особенно сложно, если ты ставишь то, что ты хочешь ставить. Мы изучаем варианты партнерства, грантов, заработка, продажи сувениров, связанных с театром. Будем продавать сумки, чашки с логотипом театра. Хотели поездить побольше по Украине с гастролями.  

- Ближайшие планы, связанные с театром…

- Когда ты раскрываешь планы, то растрачиваешь энергию, которую ты мог бы в них вложить. Как глина, которую ты замесил, но пока ты не поставишь ее в печку, она будет весьма чувствительна к малейшим прикосновениям. Планируется новая постановка и это будет украинская классика.

Подготовил Алексей Гусак