Загадка.
Представьте, что вы разбили аквариум стоимостью 500 гривен. Что вам за это будет в самом худшем случае?
Не буду держать интригу.
- Получите штраф в 325 миллионов (!!!) гривен и распишитесь!
Думал, что меня сложно чем-то удивить, но Держпродспоживслужбе Харьковской области это удалось. На днях они вылупили штраф на такую сумму «Новой Почте».
Спросите за что? Перед этим они получили жалобу от клиента (у которого в январе 2021 г. при транспортировке НП разбился аквариум) о порче его имущества на 500 грн. В это харьковское отделение НП в марте пришли проверяющие Держпродпоживслужбы. И, как они считают, их клерку отказали в допуске на проверку. А за это полагается штраф в размере от 1 до 10% от стоимости реализованной продукции за предыдущий месяц. Но влупить его решили не на конкретный филиал, а на всю компанию «Новая Почта». Причём по максимальному проценту, чтобы меньше умничали!
НП же утверждает, что документы о проверке пытались вручить неуполномоченному лицу и поэтому проверяющий обоснованно не получил ответа на свои праведные вопросы. И был отправлен к соответствующему руководству, до которого ему идти было видимо лень.
В результате НП к уплаченным за прошлый год 5 миллиардам налогов или придётся добавить ещё треть миллиарда или долго и нудно судиться с Держпродпоживслужбой и пытаться эти деньги себе вернуть. Что с учётом суммы иска будет теперь явно недёшево. Ведь когда чиновник отправляет бизнесмена в суды, он прекрасно понимает, как на судей действует магия цифр. А тут сотни миллионов! И как, от греха подальше, большинство бизнесменов после этого предпочитают «порешать на месте», чем ввязываться в непредсказуемые судебные баталии!
Выше скрин из официального сайта службы, чтобы вы не думали, что это фейк. Фамилия начальника этой Держпродпоживслужбы по Харьковской области — Богинский Олег Валерьевич. Считаю, что страна должна знать своих героев!
…
Многим чиновникам и силовикам нужно, чтобы мы были все время в мерзком и липком страхе. Тогда мы становимся гораздо более сговорчивыми и внимательными к их нуждам и потребностям. Им только жаль, что доить с каждым годом удаётся все меньше предприятий, ведь неблагодарные бизнесмены и их сотрудники все больше предпочитают свалить куда-то, где спокойнее и где есть четкие, справедливые и единые правила игры.
Недавно разговорился с одним серьезным нидерландским бизнесменом, который планировал инвестировать в Украину серьезные деньги, но потом передумал. Спросил его — почему? Он доходчиво объяснил. На примере украинского предприятия, куда он собирался инвестировать в развитие производства. Говорит, что сравнил штатные расписания своего похожего предприятия и украинского. Так вот, при сопоставимом годовом обороте в украинской фабрике работает в разы больше людей! Только в бухгалтерии задействовано 17 человек (и количество отчетности такое, что их никак нельзя сократить), а в Голландии с отчетностью похожего производства справляется один бухгалтер! Который кроме того ещё несколько компаний параллельно ведёт. А ещё его бизнесу не приходится создавать никаких юридических отделов, чтобы отбиваться от проверок, служб безопасности и пр. и пр. Нужно только работать и думать об удовлетворении нужд клиентов, а не сражаться с проверяющими. Скучно им там в европах, сочувствую…
Пока у нас любой мелкий клерк имеет законные неограниченные полномочия и право казнить и миловать налогоплательщиков, такие истории будут сплошь и рядом. Уверен, что у Новой Почты сильные юристы, которые отобьются и докажут необоснованность этого бредового штрафа. Но что будет, если завтра на месте НП окажется любой из нас?
АПД: Продолжение истории.
На самом деле штрафов было два:
154 миллиона за «препятствование проверке» по претензии клиента за разбитый 500-гривневый аквариум.
И 171 миллион по жалобе гражданина, который посчитал, что его обсчитали в отделении НП г. Чугуева.
Итого доблестные харьковские защитники обиженных клиентов НП насчитали 325 миллионов штрафов и уже обратились в исполнительную службу, чтобы их без суда и следствия списали с НП. А это уже не шутка и может заблокировать работу предприятия по всей Украине.
НП молчать не стала и харьковские герои очень быстро стали известными. К сожалению, мы привыкли наблюдать множество подобных историй в самых разных силовых и проверяющих органов, когда даже самые громкие скандалы не мешают гробить бизнес, а начальство горой становится на защиту своих ретивых и голодных инспекторов. И даже если с ходу не получается «подоить терпил», то стараются или все равно доказать своё по принципу «друзьям — все, врагам — закон!» или «подвесить ситуацию» на паузу, чтобы въе@ать позже, когда шум уляжется.
Но похоже, эта история будет не типичной. Уже к концу вчерашнего дня руководитель ДППС Vladyslava Magaletska Ex Rutytska публично заявила, что проводит внутреннее расследование действий ДППС Харьковской области, изучает видеофиксацию и «разбирает ситуацию на молекулы» и уже принято решение, что штраф неадекватен нарушению и его не будет. На встрече с НП руководство ДППС признало, что их комиссия установила нарушения во время проверки и уже отозвало из исполнительной службы наложенные штрафы, несмотря на то, что официальные результаты внутреннего расследования будут подготовлены до 15 июля.
Новая почта в своих коммуникациях признала, что у них, конечно, есть очевидные ошибки в сервисе. И рассказала, что активно разрабатывает программу для их устранения в дополнение к программе "sorry program". Задача которой исправлять траблы в случае неизбежных в работе любого предприятия ошибок и меть полностью удовлетворенного клиента при любом ЧП.
Кроме того НП пообещала усилить работу в лоббировании создания нормального законодательства. В частности, в доработке закона о Защите прав потребителей. Ведь в действующем законе есть возможность фактического взыскания штрафа даже при его обжаловании. Это дает возможность представителям контролирующего органа злоупотреблять своими полномочиями и дестабилизировать деятельность любой компании. Например, в случае с Новой почтой, несмотря на то, что проверка была проведена с многочисленными нарушениями, документ был моментально передан в исполнительную службу для списания средств с компании.
Вывод по прежнему один. Новая Почта мощная, она отбилась и сможет отбиваться и завтра. Но именно сейчас, по горячему, нужно сделать все возможное и невозможное, чтобы тысячи других предприятий, чей бизнес придут кошмарить завтра, не оказались в подобной ситуации…