Вдруг кто не знает, покажу на примере продукции легпрома, как через западную границу спокойненько себе течет контрабанда мимо официальных платежей. И во всем этом задействованы десятки тысяч наших граждан, искренне не считающих себя нарушителями закона, и уже 25 лет называя это работой.

Таможня у нас собирает в госбюджет в районе 40% налоговых поступлений или в год порядка 250 млрд.грн. Премьер Владимир Гройсман озвучил 50 млрд. теневого оборота на таможне. Многие эксперты и, в частности экс зам.главы ДФС Константин Ликарчук, называет цифру в 50% от официально собираемого, то есть порядка 120 млрд. Уверен, что это ближе к реальности. Схем контрабанды очень много — от прерванного транзита, пересортицы, занижения инвойса, до подземных туннелей под мощной крышей или банального проезда по лесным тропинкам в обход всех постов, которые, понятно, «в теме».

Пример, как идет контрабас через нашу границу с Польшей. На таможенный склад в Польше рядом с границей (а таких складов только в Польше вдоль границы с Украиной сотни и сотни, а также в Венгрии, Румынии, Словакии) заходит фура 20-тонник. Выгружается. После чего заезжает десяток-другой бусиков с украинской стороны, перегружают товар себе, перевозят в Украину. Поляки выводят груз из базы, оформляют форму ЕХ или Т1, чтобы показать, что товар вышел из ЕС для того, чтобы отправитель мог вернуть НДС (а его в ЕС реально возвращают производителям, потому и сложно тут конкурировать с теневиками с нашей не маленькой по европейским мерками налоговой нагрузкой!). И груз поехал к нам. После пересечения границы товар перегружается на украинской стороне в большегрузы и едет к месту назначения с сопроводительными документами и под пломбой (под пломбой не останавливают — проверке не подлежит!) транспортных компаний (Деливери или других) Или отправляется «Новой почтой», если груз небольшой по объему. Документы для легализации дальнейшего проезда товара на бусик стоят аж 800 грн., на 5-тонник 1600 грн., за фуру берут «целых 3000 грн. Это все отработано и не сложно.

Но самое интересное — это как идет пересечение границы и почему эта система работает при любой власти. Официально это обозначается как „малый прикордонный рух“. Местные жители, имея прописку в 30-километровой от границы зоне, имеют право ездить в Польшу легковыми автомобилями без визы. Бусики-микроавтобусы на номерах ЕС, это удобно и не приходится тратиться на растаможку машины. Нужно только раз в пять дней на ней выезжать из страны и тогда нарушения нет (или показать что болел или авто ремонтировалось). Но как правило ездят гораздо чаще, чем раз в пять дней — работы у мужиков хватает, даже в кризис.

Для заказчика цена вопроса по пересечению границы без уплаты в госбюджет любого груза на сегодня — 300$ за кубометр. А в зависимости от расстояния до точки сбора груза может потянуть до 350$. Бусики ( чаще всего это неубиваемые Мерсы-Спринтеры) имеют объем кузова 7 — 13 м.куб. Грузоподъемность порядка 1,1 т. Но общий вес машины с грузом не может превышать 3,5 т. Тогда она идет через границу, как легковая, а не грузовая и нет формальных нарушений, к которым могут прицепиться непредвиденные проверяющие. У всех у них грузовой отсек разделен на две части и имеет глухую перегородку между ними. Контрабандным товаром загружается ближний к водителю отсек. Когда везут, например, ткань, то обычно в этот отсек грузят до трех кубов (чтобы не превысить положенный вес — ведь кубометр ткани, это порядка 300-450 кг.), одежда легче, её можно погрузить чуть больше, до пяти кубов. При пересечении границы открывается задняя дверь. Сейчас положено в пунктах пропуска даже фотографировать пустой салон, фотофиксируя отсутствие груза и номер авто. Остается для истории фото, что машина зашла пустая. Вот и все. Проехали, сдали товар и погнали за следующей партией.

Понятно, что все участники данной схемы долгие годы друг друга знают, друг другу доверяют, живут по соседству в приграничье, дружат часто семьями, крестят детей и ждать, что им этот вид заработка надоест, надежды мало. Меняются только аппетиты крышующих эту схему. Когда-то давно перевозка 1кубометра обходилась и 100$. Потом был момент (во время премьерства ЮВТ, когда западная граница больше чем на пол года стала, на базарах позаканчивался товар, а цену контрабанды резко довели до 500-550$ за м.куб. Потом цена чуть упала и до 2014 года держалась в районе 400$ за куб. Что было очень хорошо для наших производителей и для операторов рынка, работающих вбелую, т.к. позволяло конкурировать с теневиками. А сейчас нам стало крайне тяжко — растаможка „в честную“ получается раза в два дороже чем „черная“. Что убивает на корню конкуренцию. Конечному потребителю глубоко по барабану, как завезен товар, при одинаковом качестве выбор определяет цена.

Кроме этой микроавтобусной схемы есть еще одна, более дешевая и простая. В пунктах пропуска с той стороны (опять же, что в Польше, что в других приграничных странах) на каждом переходе есть в 50 метрах и чуть далее от них огромная куча складов и автостоянок. Приходит под границу с Украиной фура с товаром. На нее „накидывается“ 100-200 человек наших заробитчан. И через часа четыре фура пустая и весь товар уже на украинской территории. Пираньи по скорости отдыхают. Один человек, прописанный в приграничной зоне, по закону беспрепятственно проносить до 50 кг. груза стоимостью до 200 €. Кстати, те, кто проехав Украину, заезжают в Польшу, сразу видят огромное количество наружной рекламы рядом с границей: „Розмитнення“, „Легализация“ и пр. Так что схема уже 25 лет кормит огромное количество людей по обе стороны границы. И не только в приграничье, понятно, но и дальше.

Одна из причин почему Система не хочет либерализации Налогового кодекса и снижения налогов — тогда легально ввезенная продукция и собственное производство имеют возможность снижения цен и становятся конкурентноспособнее по сравнению с контрабандными товарами. И цену контрабанды придется снижать. А это ударит по чьим-то доходам. Вообще это общая тенденция любой нашей власти — убивать добросовестную и честную конкуренцию, сталкивая бизнес между собой в борьбе за конкурентные преемущества не в развитии своих продуктов и методов их продвижения, а за доступ к властным ресурсам и бюджетному корыту. А поскольку конкуренция является важнейшим условием выживания и прогресса, такие правила игры, точнее их отсутствие приводит к тому, что Украина вечно будет прозябать в нищете в компании стран третьего мира. Пока же всякое стремление к конкуренции в обществе вытравляется и выбивается постулатом, что главное — это умение „порешать вопрос“ и „выстроить схему“! Самое интересное, что многие о власти считают эту ситуацию безвыходной. Мол работы на Западной Украине нет, многие отравлены контрабандой и ничего другого уже не умеют. Так пусть хоть как-то зарабатывают себе на хлеб и голосуют как надо на выборах.

Понятно, что для спасения больной экономики главное — это лечить причину заболевания, не симптомы.Так сделайте самые лучшие условия для бизнеса! И можно будет бороться с контрабандой, янтарной мафией, избытком людей на госпредприятиях и с лишними госслужащими. Поверьте, когда появится выбор, станет выгодно развивать собственное производство, многие с охотой нырнут туда, чем рисковать, участвуя в криминальных схемах. Кто не верит — поспрашивайте работодателей в какой угодно сфере, кроме госмонополий. Любой бизнесмен, хоть в производстве, хоть в торговле, со слезами на глазах расскажет, что работать некому. Начни государство реальную, не потешную войну с теневыми схемами — предпринимателям проще станет с мотивацией сотрудников, появятся дополнительные возможности увеличивать зарплату, что нереально делать сегодня, конкурируя с „тенью“ и будучи с ней однозначно в неравных условиях.